Антон Королев: "Ответственность должен нести каждый"

Наступивший год ознаменован для сотрудников правоохранительных органов Томской области двумя значимыми событиями: началом реорганизации системы МВД и ЧП, произошедшим в томском медвытрезвителе в январе, в результате которого скончался журналист Константин Попов. Общественность уже вынесла свой вердикт. Суду еще предстоит разбираться в случившемся. Однако сегодня ясно одно. Лишением руководящих чиновников должностей назревшие в обществе проблемы не решить. С этого мы и начали разговор с Антоном Королевым, начальником Каргасокского ОВД, подполковником милиции.

- Антон Александрович, какую оценку вы, как человек в погонах, можете дать произошедшему несколько недель назад ЧП в томском медвытрезвителе?

- Случившееся шокировало нас всех. Мы эту ситуацию у себя в коллективе неоднократно обсуждали. И пришли к единому мнению - оправданий этому поступку нет. Человек, которому дали кусочек власти, воспользовался ею, оправдывая себя тем, что у него были семейные проблемы. Простите, а у кого их сейчас нет? Мы живем в непростое время. Экономические кризисы, кредиты, семейные неурядицы и так далее - это что? Повод для насилия? Горько осознавать и то, что такой человек оказался в рядах тех, кто по роду своей службы обязан защищать граждан, а не наоборот. И то, что противоправное действие одного сотрудника милиции бросило тень на весь социальный институт. Согласитесь, трудно отрицать тот факт, что в рядах милиции данный случай - это исключение из правил. Стоит вспомнить о тех сотрудниках милиции, которые, получив приказ, отправляются служить в горячие точки; тех, кто гибнет при исполнении служебного долга и получает награды посмертно; тех, кто не считаясь со своим личным временем, изо дня в день честно и добросовестно несут службу, стараясь разобраться в проблемных ситуациях, несмотря на сложную географическую схему нашего района. Поверьте, подавляющее большинство тех, кто работает в милиции - это люди, которые сделали свой выбор осознанно, для которых форма и погоны - не пустые слова.

- В последнее время много говорят о том, что необходимо ужесточить профессиональный отбор сотрудников. Какие вообще сейчас предъявляются требования при приеме на работу в ОВД?

- Во-первых, он обязан предоставить стандартный для нашей службы пакет документов; во-вторых, проходит собеседование и тестирование у томских психологов.

- Но, как показал печальный случай, этот метод проверки не всегда точен…

- Да у нас экспертиза ДНК не дает ста процентов гарантии. Мы же не говорим о том, скольким кандидатам было отказано в работе именно по рекомендациям психологов.

- И такие случаи были в вашей практике?

- Естественно. Проверка проводится жесткая. А в связи с последним произошедшим ЧП, уверен, она будет еще жестче.

- Антон Александрович, то, что произошло в Томске, стало своего рода рупором, через который общественность сегодня громко заявляет о необходимости реформирования системы правоохранительных органов. Но, насколько мне известно, реформа уже началась. Какие изменения уже произошли?

- Ближайшие два года будут непростыми. Моментов много. К примеру, переработана система критериев оценки работы ОВД - для того, чтобы уйти от так называемой палочной системы. И одним из критериев будет являться общественное мнение.

- А точнее?

- Предполагается, что это будет выглядеть следующим образом. Областное Управление заключает договор с независимой организацией, специализирующейся на проведении социологических исследований. Они приезжают сюда, проводят мониторинг и результаты предоставляют в УВД. С учетом этих данных будет выстраиваться рейтинг райотделов. Кроме того, сейчас решается вопрос об увеличении денежного довольствия, об изменении окладов, что, несомненно, скажется на размере пенсий, пристальное внимание обратят к жилищным проблемам.

- Сокращение штата?

- Подразумевается сокращение не столько личного состава, сколько управленческого аппарата, подразделений, выполняющих контрольные или дублирующие функции. Как это будет происходить, пока сказать не могу. Вы задумайтесь, сколько на милицию возложено обязанностей и функций, ей несвойственных. Буквально на днях смотрел сюжет, где в открытый колодец упал ребенок. И милиционера поставили охранять этот люк. Что это? Борьба с преступностью? А где коммунальные службы, МЧС в конце концов? Почему сегодня мы должны идти и искать в магазинах просроченную продукцию, тогда как есть у нас в Каргаске такая служба, как Роспотребнадзор? Почему мы сегодня занимаемся выявлением в продаже пиротехнических изделий? Ведь есть госпожнадзор. Тот же госнаркоконтроль. Создана мощная структура, в которой есть свое следствие, дознание и так далее. А около 60% от общего числа выявленных преступлений - это заслуга милиции.

- Раз уж вы заговорили о выявлении преступлений, то давайте остановимся на этом подробнее. И начнем с тех, которые связаны с незаконным оборотом наркотиков.

- За 2009 год таких преступлений было выявлено семь. В основном, все они связаны с наркотиками растительного происхождения. За исключением ситуации в Пионерном, где у гражданина было изъято 2 грамма героина. Дело сейчас в суде.

- Каргасокский ОВД на протяжении последних лет занимает лидирующие позиции среди других райотделов Томской области. Прошлый год сохранил за вашим Отделом репутацию одного из лучших?

- Безусловно. По итогам прошлого года уровень преступности в районе снизился на 22%. Тогда как в среднем по области - на 8%. В некоторых районах произошел рост преступности. Например, в Парабельском районе - на 5%. Выводы делайте сами. Более чем в два раза уменьшилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними, снижены рецидивная преступность, групповая преступность, преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения. За прошлый год было совершено три убийства. Все раскрыты. Как и преступления, связанные с причинением тяжкого телесного вреда. Было совершено 11 угонов, личности преступников установлены. Более того, удалось раскрыть 18 преступлений прошлых лет. Установить местонахождение 12 из 20 уголовных преступников, находящихся в розыске. В 2009 году было выявлено больше фактов незаконного хранения и ношения оружия. И здесь, на мой взгляд, хорошо сработали участковые уполномоченные и сотрудники ГИБДД.

- Удалось ли решить вопрос с участковыми в Вертикосе, Мыльджино, Востоке, Сосновке? Насколько мне известно, участковых уполномоченных в этих населенных пунктах нет?

- Мы со своей стороны готовы хоть сейчас обеспечить эти поселки участковыми. Но, к сожалению, в поселениях не решается вопрос с жильем. Так же как и в Новом Васюгане, где сейчас работают два участковых уполномоченных, хотя, на наш взгляд, необходимо четыре, поскольку в их ведомстве большие вахтовые поселки.

- Поскольку мы говорим об итогах года, интересно было бы узнать, изменился ли кадровый состав Отдела?

- На работу приняты девять новых сотрудников, в том числе трое были переведены к нам из Томска. Мы практически из пепла воссоздали службу дознания. Сейчас это уже не группа, как было раньше, а отделение, в котором работают перспективные ребята. Возглавляет отделение молодая сотрудница Людмила Филюк. Стабильно заработала служба ГИБДД, но…

- Но?..

- В этом году мы бы хотели получить поддержку со стороны районной администрации. И намерены в ближайшее время выйти на районных депутатов с предложением о частичном финансировании ГИБДД через существующую муниципальную программу. Все знают, что штрафы, которые налагаются на автовладельцев, идут в районный бюджет. И на мой взгляд, было бы логично, как это происходит в цивилизованных странах, часть поступлений расходовать на материально-техническое оснащение той службы, которая и работает с правонарушителями. В свое время была проделана большая работа по укреплению материально-технической базы, которая дала свои результаты. У нас ежегодно отмечалось снижение ДТП, количество погибших и раненых. Но в последние годы мы ничего не предпринимали, финансирование практически не выделялось, а базу необходимо поддерживать.

- Что конкретно вы имеете в виду?

- К примеру, алкотестеры, которые мы приобрели два года назад. И которые нуждаются либо в поверке, либо в ремонте. Автотранспорт, который представляет собой шесть единиц, но в рабочем состоянии - только три. А это тоже сказывается. Согласитесь, либо два экипажа патрулируют улицы, либо один. Разница есть? Проблем много. Думаем, что совместными усилиями мы сможем их решить.

- Антон Александрович, судя по тому, как этот год начался, он сулит быть непростым. И здесь мы говорим и о реформировании системы МВД в целом, и о моральном облике милиционера, за которым сейчас зорко следит общественность, никуда не уйти и от текущих рабочих проблем. Насколько сложным вы видите год наступивший в вашей работе?

- Уверен, что все изменения, которые уже произошли и которые нас ждут, в конечном итоге дадут положительные результаты. И жить, и работать необходимо с оптимизмом.