Бензиновая неразбериха...

С конца апреля  Томскую область будоражит бензиновая тема. Сначала бензин пропал на томских заправках, потом эта "мода" докатилась и до нас. Больше недели на каргасокских заправках для обычных автолюбителей и юридических лиц, которые не являются медиками, пожарными и блюстителями правопорядка, бензина не было. Ни капельки.

Первая волна

В дни, когда Томск изнемогал в ожидании бензина, свои комментарии относительно сложившейся ситуации дал губернатор Томской области Виктор Кресс. Свою версию всего происходящего глава региона высказывал открыто. И она, безусловно, основана и на знании ситуации, и на богатейшем жизненном опыте.

По словам губернатора, на сегодняшний день все нефтеперерабатывающие заводы являются частью тех или иных крупных вертикальных интегрированных компаний. Таких как: "Роснефть", "Сибнефть", "Лукойл" и т. д. "При такой сумасшедшей цене на мировом рынке на нефть и на горючее не мудрено, что мы пришли к тому, к чему, в конечном итоге, пришли, - подчеркнул губернатор. - Наша внутренняя цена значительно ниже внешней. Отсюда есть соблазн угнать "туда", и как можно больше. Запретов особых на этот счет не существует. Ни черта толком мы за этим процессом не следим. Опять же на федеральном уровне полагают, что рынок сам должен все урегулировать. И в принципе, в странах с рыночной экономикой все так и происходит... Но не у нас. Не в нашей стране. Вот, к примеру, в нашей Томской области. В настоящий момент у нас насчитывается 189 автозаправочных станций. Из них шестьдесят, самых крупных, находятся в ведении двух вертикальных интегрированных компаний: "Роснефти" и "Газпромнефти". Они своими шестьюдесятью заправками закрывают ровно половину от общей потребности в ГСМе. Вторую половину обеспечивают остальные 129 АЗС, которые находятся в разных руках, у независимых поставщиков. А эти независимые поставщики имеют договорные отношения с теми же самыми заводами, входящими в крупные вертикальные интегрированные компании. По статистике, около 80 процентов независимых поставщиков имеют договоры с "Роснефтью" на поставку ГСМ из Ачинска, а остальные - с "Газпромнефтью", и получают ГСМ с Омского нефтеперерабатывающего завода. Вот такая ситуация. В целом по "Роснефти" на конец апреля 92-го бензина было поставлено всего около 80 процентов от необходимого объема. И что они делали? На свои заправки бензин давали, а тем "малышам", с которыми есть договорные отношения, нет. И те, в свою очередь, вынуждены были либо закрываться, либо играть с ценой. И пошел ажиотаж".

И тогда в Томске увеличился разбор бензина. Причем значительно. Если в обычные дни "Роснефть" на своих заправках продавала по 180-200 тонн ГСМ, то в период бензинового бума этот показатель увеличился до 350 тонн.

Что нужно сделать для того, чтобы кардинально исправить ситуацию? Губернатор ответил на этот вопрос так: "Независимые поставщики не должны работать с крупными вертикальными компаниями. Именно так обстоят дела во всем мире. Они же, по сути своей, конкуренты. Вот ведь как пока у нас все на ушах стоит. Эти независимые должны покупать бензин на бирже. Есть у нас одна, в Санкт-Петербурге, полудохлая совсем. Я по-другому назвать ее просто не могу. Потому что там тоже, она, вроде бы, биржа и по идее должна быть независимой, а располагается в здании "Газпромнефти". Какая уж там независимость может быть?!."

И биржа, по мнению губернатора, - это только во-первых. А во-вторых, необходимо развивать сеть независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые не будут являться частью той или иной вертикальной интегрированной компании. И этот процесс должна регулировать антимонопольная служба. Но пока, похоже, у нее это очень слабо получается. "Мы задумали строительство завода собственного на 4 миллиона переработки по нефти, - продолжает разговор Виктор Кресс. - Но на сегодняшний день условий для строительства независимых заводов в нашей стране, к сожалению, нет никаких. Потому что обеспечить их нефтью будет непросто. Очень непросто. Хотя у нас 4 миллиона тонн нефти наши малые предприятия по году уже добывают. И так было в прошлом году. Более того, в этом году они планируют превысить прежний результат. Поэтому можно заключить с ними договор и все. Но это только так кажется. Есть еще один нюанс... Всю нефть куда поставляют? В трубу, конечно. "Транснефть" по-хорошему должна только транспортировать, а на деле, если туда что попало, то потом оттуда и не заберешь. Даже у той "пупырышки" на 25 тонн, что в Семилужках, и то есть проблемы. А ситуация вот какая. Структура добывает нефть и тут же ее перерабатывает. Но, чтобы получить разрешение на изъятие своей же нефти из трубы, в этот конфликт интересов должен вмешаться кто-то и этот кто-то должен быть не меньше, чем губернатор...

Но мы намерены менять ситуацию. И чем больше независимых поставщиков у нас будет, тем выше будет качество и крепче стабильность".

Там аукнулось, у нас откликнулось

Когда в Томске такой проблемы, как отсутствие бензина, уже не было и в помине, тогда наш Каргасок оказался в эпицентре бензинового дефицита. Всю прошедшую неделю на заправках заправлялись разве что те, кто неприкосновенный запас имеет. Это правоохранительные органы, пожарная  и медицинская службы, а также некоторые другие подразделения, отвечающие за жизнеспособность населенных пунктов.

Свой комментарий глава района Анатолий Рожков начал практически с тех же самых слов, что и губернатор. "На внешнем рынке цена на нефть и нефтепродукты дороже, а у нас дешевле. Отсюда и все проблемы, - резюмировал Анатолий Михайлович. - Приведу пример. Сегодня в Башкирии литр 80-го бензина стоит 60 рублей. В нашей стране бензина явно не хватает. И Каргасокский район эта проблема не обошла стороной. Мы сейчас делаем все от нас зависящее для того, чтобы решить ее. Бензин и топливо завозим. Правда, небольшими объемами. Но этого вполне достаточно".

Бензин в цене вырос. Теперь литр 92-го стоит 28(!!!) рублей. И согласно всем последним прогнозам это не предел. Кстати, автолюбители, а также руководители предприятий и учреждений больших и малых уже успели ощутить на себе все "прелести" произошедшего подорожания. "Уже раз двадцать с таким крупным учреждением, как наша больница, мы составляли разговор о необходимости установки на автомашинах газового оборудования, - сказал в этой связи глава Анатолий Рожков. - А воз и ныне там. Стоимость бензина увеличивалась. Более того, она будет продолжать расти. Литр 92-го вырастет в цене, как минимум, до 30 рублей. В результате, тех лимитов, которые отведены на ГСМ, больнице до конца года не хватит". Глава района еще раз призвал всех руководителей учреждений бюджетной сферы всерьез рассмотреть вопрос о переоборудовании транспорта. И подчеркнул, что, как показала жизнь, такие проекты окупают себя уже месяца через три или четыре. А в качестве положительного примера были упомянуты каргасокские коммунальщики. Они, как оказалось, бензинового бума на себе не почувствовали. Потому что машины Каргасокского ТВК уже давненько предпочитают "питаться" газом.

Бензиновая тема для Каргасокского района - она, безусловно, важная. Но не единственная. Вторая по степени актуальности связана со стоимостью самой нефти. А она сейчас, как известно, зашкаливает. А между тем, есть ведь у нас в районе котельная, которая работает только на сырой нефти. Она отапливает соцкультбыт и около 60 жилых домов в селе Средний Васюган. "Сегодня цена на нефть уже просто заоблачная, - поясняет глава района. - До 15 тысяч за тонну доходит. А Средний Васюган к августу в рамках мероприятий, связанных с подготовкой к зиме, должен приобрести от 500 до 550 тонн нефти. Своих средств у коммунального предприятия нет. И даже тех денег, которыми районный бюджет планировал поддержать средневасюганских коммунальщиков, а это около 5 миллионов рублей, теперь будет явно недостаточно".

Глава района также рассказал о том, что на уходящей неделе в областном центре при губернаторе Томской области прошло совещание. Его итогом должно стать подписание распоряжения, запрещающего в дальнейшем использование сырой нефти в качестве топлива для котельных. И сегодня перед Средним Васюганом коммунальный вопрос встал еще острее, чем прежде. Теперь желают ли средневасюганцы или нет, а своей сельской котельной они обязательно должны будут придумать альтернативу.