Бизнес на колесах

1978 год - год выпуска микроавтобуса «Ниссан-Караван», владелец которого до недавнего времени занимался пассажирскими перевозками. 24 сентября этого года на трассе Молчаново-Томск водитель, по причине технической неисправности транспортного средства, выехал на встречную полосу движения и совершил столкновение с автомобилем «Ниссан Атлас». Два пассажира скончались на месте, один в больнице, восьми другим повезло - они остались живы…

За сухой аббревиатурой - ДТП - всегда стоят жизни людей. Может ли кто-нибудь из нас, садясь в машину, дать гарантию самому себе и родным, что вернется? Сомневаюсь. Каждый раз, открывая дверь ЛЮБОГО транспортного средства, мы автоматически открываем другую дверь, название которой - риск. Наградой за него служит возвращение домой, а гарантом благополучной дороги - профессионализм водителя и технически исправное состояние машины.

Расследуя обстоятельства трагедии, произошедшей осенью в Молчановском районе, выяснилось, что помимо технической неисправности микроавтобуса его владелец не имел лицензии, дающей ему право на осуществление пассажирских перевозок, он не был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, то есть занимался нелегальным бизнесом. И этот бизнес попал сегодня под пристальное внимание со стороны губернатора Томской области Виктора Кресса, УВД Томской области и ОБЛ ГИБДД. Начальником УВД подписан приказ, согласно которому был разработан план мероприятий на 2009-2010 годы, направленных на обеспечение безопасности пассажирских перевозок. Особенно - тех, которые осуществляются автомобилями малого класса - категории "В".

То, что в Каргасокском районе уже около 10 лет идет жесткая конкуренция между муниципальным автотранспортным предприятием и так называемыми частниками, осуществляющими те же самые пассажирские перевозки - это общеизвестный факт. Причем то, что число водителей, готовых оказывать населению аналогичные услуги, растет - тоже факт. И это при том, что на учете в налоговой инспекции зарегистрировано всего (!) 17 индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление данного вида деятельности. Из этих 17-ти - более половины те, кто занимается пассажирскими перевозками внутри района. Попросту говоря, мелкие фирмы такси. Лицензию же на междугородние пассажирские перевозки имеет только один из них.

Другой момент заключается в том, что у маршрута "Каргасок-Томск" есть свой законный собственник - администрация Томской области в лице Комитета по транспорту. Конкурс на обслуживание этого маршрута выиграло томское предприятие, с которым была достигнута договоренность о разделении маршрута между каргасокским АТП и томским. Что, несомненно, выгодно и удобно обеим сторонам. "Сегодня мы знаем, что в среднем на этом маршруте также работают около 13 частных микроавтобусов, - комментирует Анатолий Рожков, глава Каргасокского района. - И что мы видим сегодня на этом рынке услуг? Самое главное - невыполнение требований по безопасности перевозок. Клиенты зачастую выбирают частный транспорт по принципу - быстро. Мол, доехал за пять часов, и хорошо. Мы видим и сомнительную ценовую политику. А также неисполнение ни федерального законодательства, ни областного закона о порядке распределения транспортных средств на маршруте. Случись что на дороге, и мы, элементарно, не будем знать, какой транспорт находится в пути, где он находится, кому оказывать помощь. Приведу наглядный пример. Когда две недели назад на дорогах стоял гололед, совместно со службой безопасности нами было принято решение о приостановке движения автобусов, чтобы обеспечить безопасность людей. Частные перевозчики отменили свои рейсы? Нет. И повлиять на них в сложившейся ситуации мы не можем. Потому что они работают закрыто".

Сегодня о проблемах конкурентоспособности, ценовой политике, безопасности перевозок стали говорить вслух. И если со сложившейся на данный момент стоимостью проезда все понятно (действует принцип: у кого дешевле, тот и прав), то существующее обеспечение безопасности пассажирских перевозок, а вернее - небезопасности, вызывает недоумение. Кто проводит технический осмотр машины перед выездом? Водитель? В огороде перед домом? Кто из пассажиров, выбирающих частный бизнес, может поручиться за то, что водитель перед рейсом отдохнул положенное время? Ведь ни для кого не секрет, что зачастую одна частная машина выполняет за сутки два рейса. И это только верхушка айсберга.

На прошлой неделе с рабочим визитом в Каргасокский район прибыли Александр Мальков, госинспектор отдела надзора ОБЛ ГИБДД, и Юрий Афанасьев, начальник отдела автотранспортного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Томской области. Это их первый визит в череде грядущих. И первая констатация: "Болезнь практически всех районов Томской области - полулегальный бизнес по пассажирским перевозкам". В чем это выражено? Во-первых, водитель-таксист не обременяет себя регистрацией в налоговой инспекции. Во-вторых, работает без лицензии.

В-третьих, отсутствуют договоры на медицинское обслуживание, технический контроль, не ведется путевая документация, водители не проходят подготовку по повышению курсов профессионального мастерства. Практика показывает, что требования и правила не соблюдаются в 99,9%. "Перед нами поставлена цель - легализовать данный бизнес. И если частные фирмы добровольно не начнут приводить необходимую для этого вида деятельности нормативно-правовую базу в порядок, они рано или поздно будут вынуждены выйти из этого бизнеса. Посудите сами, через сколько районов они должны проехать, прежде чем добраться до конечного пункта? И в каждом районе есть посты ГИБДД. Значит, их будут проверять. Проверять. И еще раз проверять. Мы в любом случае заставим частников привести всю документацию в надлежащий порядок. Рычаги для воздействия у нас есть. Сейчас идет формирование базы данных. К слову сказать, нами за время пребывания здесь проверено пять микроавтобусов-такси, и ни один его владелец не остался без административного протокола, - говорит Александр Мальков. - И здесь всем важно понять одну простую вещь: мы не стремимся убрать с этого рынка существующий сейчас нелегальный бизнес. Мы только хотим подвести его к тем же условиям, что и муниципальный. То есть законный".

Те, кто думает, что частный бизнес пытаются таким образом просто вытеснить с этого рынка, в корне не правы. "Мы не против того, что на рынке перевозок работают частные фирмы, но мы за законность, безопасность и здоровую конкуренцию. И мы склонны к убеждению. Тем более, что убеждать есть кого. Мы ведь говорим о бизнесе, который сегодня крепко стоит на ногах. Нелегально, но держится. Который может составить конкуренцию. Так чего им теперь бояться? Необходимо уже выходить из тени и начинать работать легально. Кто мешает им принять участие в конкурсе? Мы готовы поделиться маршрутом. Условие одно - приведите документацию в порядок и гарантируйте со своей стороны безопасность пассажиров", - комментирует глава района.

Юрий Афанасьев, начальник отдела автотранспортного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Томской области, в свою очередь, отметил, что большинство лиц, осуществляющих пассажирские перевозки, не имеют лицензии. "Если к восьмиместным микроавтобусам данное требование не относится, то к 10-ти и 12-ти местным оно применяется обязательно. Практика показывает, что частниками этот момент просто игнорируется. Они становятся на учет в налоговой инспекции (в редких случаях!) и, в большинстве случаев, оформляются как лица, занимающиеся перевозкой четырех пассажиров. Соответственно, нарушают все установленные законом требования, уходят от налогообложения. Хотя вопрос разницы - 400-500 рублей". Представители из области уверены: менталитет людей надо менять. Как тех, кто предоставляет услуги, так и тех, кто их выбирает. "Нами были проверены микроавтобусы, направляющиеся с пассажирами в Томск, - говорит Александр Мальков. - Самое парадоксальное заключается в том, что сами пассажиры покрывают нелегальный бизнес. Они честно смотрят нам в глаза и говорят о том, что водителю приходятся братьями-сестрами-тетями-дядями и так далее. Уверяют, что едут они за бесплатно. А в одном случае и водитель, и пассажиры заявили, что они якобы музыканты, у которых в Парабели, похоже, концерт. И кого в данном случае они хотят обмануть? В первую очередь - себя. Мы прекрасно знаем, кто именно в районах занимается этим бизнесом, кто зарегистрирован в налоговой, кто нет".

Сейчас решается вопрос о создании в Каргасокском районе рабочей группы, которая должна будет проводить регулярные проверки и рейды в частном секторе. В состав группы войдут сотрудники ГИБДД, налоговой инспекции, прокуратуры, ОБЭПа.

Каргасокский район - пожалуй, один из немногих других муниципальных образований Томской области, готовый впустить в бизнес частные фирмы, но на официальных условиях. И тогда конкуренция между ними и муниципальным автотранспортным предприятием приобретет здоровый характер. "Мы допускаем мысль, что в условиях равной борьбы могут возникнуть экономические трудности как у частного бизнеса, так и у муниципального предприятия. Но находясь в одинаковых условиях, им надо будет либо бороться, либо уходить с этого рынка. В любом случае мы будем точно знать, что ценовая политика находится под контролем, квалификация водителей соответствует требованиям, пассажирам гарантирована безопасность, - говорит Анатолий Рожков. - И в случае, не дай Бог, ЧП будет с кого спросить. И надо понимать, что, сажая в салон машины пассажира, водитель берет на себя ответственность за его жизнь и здоровье. И каждый, кто выполняет междугородние рейсы, в данном случае - нелегально, должен помнить, что кроме человеческой ответственности существует уголовная, которая классифицируется как "покушение на убийство".

P.S. В конце прошлой недели в дежурную часть Каргасокского РОВД поступил звонок. Мужчина сообщил о том, что около автовокзала готовится к отправке в Томск микроавтобус, принадлежащий частному перевозчику. На выезде из Каргаска микроавтобус был задержан сотрудниками РОВД. Водитель и пассажиры были опрошены. Факта передачи водителю пассажирами денег установить не удалось.