Двадцать третья годовщина

26 апреля в мире отмечается Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2003 года. В рамках этой памятной даты на территории всей области прошли встречи с ликвидаторами чернобыльской аварии. Подобная встреча состоялась и в Каргаске. В роли ее организатора выступил районный Совет ветеранов.

Сегодня в Каргасокском районе насчитывается четыре чернобыльца. Один из них живет в Новом Васюгане, трое - в районном центре.

На прошедшей неделе каргасокцы Алексей Губич, Александр Лупанин и Александр Брежнев встретились с военным комиссаром Каргасокского района Иваном Семеновым и председателем районного Совета ветеранов Василием Гришаевым. Они вспомнили о былом и в качестве признания заслуг, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, получили памятные подарки - по книге "Край таежный, край заветный", которая уже с момента своего выхода в свет была названа библиографической редкостью.

Каргасокские ликвидаторы в Чернобыль направлялись в разные годы. Александр Лупанин был командирован в апреле 1988 года Октябрьским военкоматом г. Томска. На протяжении четырех месяцев он работал в одной из организаций исполняющим обязанности начальника отдела кадров. "На самой станции через день бывать приходилось, - вспоминает Александр Михайлович. - Жили мы в Чернобыле. Город очень красивый. Чем он мне запомнился? Тем, что именно там я впервые услышал, как поют соловьи".

Александр Брежнев стал ликвидатором последствий страшной аварии в 1986-ом. В июле месяце в составе летного экипажа колпашевским авиапредприятием он был отправлен в Чернобыль. Аэрофлот - организация полувоенная. Приказы там не обсуждают, поэтому дилемма "ехать или не ехать" перед командиром экипажа, равно как и перед другими его членами, не стояла. Вспоминая давно минувшие дни и события, Александр Владимирович склонен считать все произошедшее страшной трагедией: "Нельзя сказать, что мы чего-то боялись. Скорее наоборот. Но это мнимое спокойствие. Вот в Афганистане, например, там было гораздо проще. И это я говорю как военный. Почему? Да потому что там видна была опасность. В тебя стреляют, и ты психологически к этому готов, настроен на то, чтобы защищаться. А в Чернобыле опасность была скрытой, но она, безусловно, была. И этот факт не должен вызывать сомнений. Тысячи и даже десятки тысяч ликвидаторов умерли. Их уже нет среди нас". Немного помолчав, Александр Брежнев добавляет: "Что касается меня - я в зоне радиационной катастрофы провел десять дней. Наша задача была предельно простой: работа с внешней подвеской. С вертолета на высоте 50 метров мы заливали специальной жидкостью открытую поверхность земли для того, чтобы избежать переноса радиационной пыли с одного участка на другие... По возвращении из Чернобыля через некоторое время меня списали с летной работы по состоянию здоровья. А ведь я - человек относительно молодой. Мог бы и сейчас летать".

Александр Брежнев награжден медалью "За спасение погибающих", другие члены летного экипажа, командиром которого он являлся: бортмеханик и второй пилот - Орденами мужества.

На вопрос: какими были дни, проведенные в зоне радиационной катастрофы(?), - ликвидаторы последствий аварии на чернобыльской АЭС все, как один, отвечают: "Вспоминается, в первую очередь, то, что слишком много техники было и слишком много народа. Кругом палатки, люди и техника. В основном в Чернобыль отправляли военных. Гражданских там было очень мало. Еще запомнилась слаженность в действиях, четкость и высочайшего уровня организованность".

Подводя итог прошедшей встречи, председатель районного Совета ветеранов Василий Гришаев отметил: "Не знаю, как так получилось, но в предыдущие годы связь с ликвидаторами чернобыльской катастрофы не была налажена. Сейчас этот пробел мы заполнили. Думаю, что теперь встречаться будем ежегодно. Состоявшаяся встреча показала, что необходимость в этом есть".