Экономика должна быть экономной

Антикризисные меры

Первый квартал текущего года для автотранспортного предприятия был провальным. Коллектив сработал себе же в убыток. Ситуацию в срочном порядке нужно было исправлять. В качестве беспроигрышного рецепта по излечению экономики АТП выбрали режим жесткого подхода к экономии расходных материалов. "Значительную экономию по затратам на ГСМ мы получили благодаря переоборудованию карбюраторных автобусов под газовое топливо, - комментирует директор МУП "Каргасокское АТП" Павел Романюк. - Кроме того, была разработана новая схема заправки тех дизельных автобусов, которые осуществляют междугородные рейсы. Заправка в Каргаске производилась и производится по минимуму. У нас дизтопливо значительно дороже, чем в том же Молчановском районе. Помимо этого, на внутренних маршрутах теперь в часы пик используем автобусы большей вместимости. Что нам это дало? Тоже экономию. Раньше в утренние часы по первому и второму маршрутам ходили не только основные, но и дополнительные автобусы. Сейчас обходимся без них".

Эти и другие меры позволили исправить финансовую ситуацию. Как следствие, уже во втором квартале экономика предприятия начала выздоравливать.

Летаем

Сразу же после закрытия зимних дорог и ледовых переправ, открывающих для жителей каргасокской глубинки доступ к большой земле, стартовали авиаперелеты и по Тыму, и по Васюганью.

По сегодняшним временам малая авиация - удовольствие не из дешевых. По данным автотранспортного предприятия, выручка от перевозок составляет в среднем 62 процента от общих затрат. Другими словами - без дотаций из районного бюджета авиации в Каргасокском районе, наверное, не было бы.

С начала текущего года на организацию пассажирских перевозок авиатранспортом было затрачено 11, 3 миллионов рублей. От продажи билетов выручили всего 7 миллионов. Дельту недостающих средств закрывали за счет муниципального бюджета.

Итак, убыточность авиации очевидна. Однако в условиях нашей местной труднодоступности населенных пунктов отказаться от этого вида транспорта, значит - парализовать жизнь в таких населенных пунктах, как Средний Васюган, Мыльджино, Тевриз, Молодежный, Напас... в списке нуждающихся в воздушной дороге еще чуть меньше десятка отдаленных от районного центра сел и поселков.

Ходим

8 мая автотранспортное предприятие открыло перевозки водным транспортом. В этот день выполнили чисто технический рейс до Сосновки. "Заодно и продукты ко Дню Победы в это село завезли, - вспоминает Павел Романюк. - В общем, сделали доброе дело и открыли навигацию".

По словам директора АТП, рейсы по Оби в Тымском направлении глубоко убыточны. Загрузка речных судов редко достигает 40 процентов. "Зато Сосновка поехала в этом году, как никогда, - продолжает разговор Павел Маркович. - Когда мы принимали решение об открытии двух рейсов в день в этом направлении, конечно, сомнения были. И первые рейсы действительно оказались убыточными. Но уже в скором времени удалось добиться хорошей наполняемости теплохода и утром, и вечером".

Благодарны коллективу автотранспортного предприятия и жители села Староюгино. Два раза в неделю, утром и в конце дня, к их берегу причаливает теплоход, который перевозит пассажиров до Новоюгино. А далее доставляет их специальным автобусом до Каргаска и обратно. Староюгинцы говорят: "Наконец-то нас стали возить, как людей..."

"И все же на первоначальном этапе проблемы были. Сойдя с теплохода, пассажиры расходились по частникам. Но ситуацию удалось переломить. Во многом благодаря стараниям главы Новоюгинского сельского поселения Ольги Александровны Клейнфельдер. Она неоднократно составляла беседы с людьми, убеждала их и убедила в том, что лучшей благодарностью для перевозчика является проезд на его автотранспорте", - подытожил Павел Романюк.

Планируем

Автотранспортное предприятие давно мечтает, говоря модным словечком, модернизировать автобусные маршруты внутри Каргаска. Серьезное преобразование должно произойти с "двоечкой", которой предстоит проходить по Бетонке, мимо оптовых баз, а затем ехать по улицам Кирова и Гоголя в сторону Центра. "Во-первых, мы сможем более полно охватить северо-западный район Каргаска, - аргументирует Павел Маркович, - во-вторых, в два раза увеличим частоту движения от ДРСУ по улицам Гоголя и Кирова к Центру. Сейчас там курсирует лишь "тройка", с интервалом - один час. С помощью обновленного второго маршрута его удастся сократить до 30 минут.

Также хотели бы ввести четвертый маршрут вместо дополнительной "двойки". Он пройдет от Геологического мимо трех детских садов в направлении к Центру. Новый маршрут позволит сократить интервал движения в районе поликлиники до 15 минут. Это очень большое дело, потому что, как показывает практика, самыми пассажироемкими остановками являются "Больница" и "Центр".

Но все это пока планы. Для того чтобы их воплотить в жизнь, нужно соблюсти определенные условия: установить автобусные павильоны, для прохождения пассажирского автобуса расширить угол поворота на участке дороги - с улицы Лесная на Гоголя. "Вся загвоздка в том, что в настоящий момент администрация Каргасокского сельского поселения не имеет средств на подготовку новых маршрутов, - подчеркнул директор МУП "Каргасокское АТП" Павел Романюк, - поэтому процесс реализации всех наших планов затягивается".

Cправка «СП»

Автотранспортное предприятие только называется автотранспортным. На самом деле оно универсальное. Помимо перевозок пассажиров автобусами внутри района и за его пределами, оно выполняет рейсы водным транспортом и организует авиаперевозки.

Воздушные суда летают по всем внутрирайонным направлениям. Водный транспорт курсирует по маршрутам: Каргасок - Сосновка - Каргасок, Каргасок - Тымск - Каргасок, Каргасок - Староюгино - Каргасок.

За девять месяцев текущего года прибыль предприятия составила 280 тысяч рублей. В прошлом году - 320 тысяч. Да и времена тогда были другими...

Негативный ряд

* По сравнению с прошлым годом численность пассажиров сократилась приблизительно на 1 тысячу 400 человек.

* За уже оказанные услуги с автотранспортным предприятием не рассчитались:

по автоперевозкам на сумму 250 тысяч рублей,

по авиаперелетам - 760 тысяч.

Для предприятия эти суммы значительные.