Эксклюзивное предложение для "малокомплектки"

Кадровая проблема в районной системе образования существует. И это не секрет. Причем с каждым годом ее острота усугубляется.

Справедливости ради нужно отметить, что в районном центре и близлежащих населенных пунктах педагогические штаты практически укомплектованы. Учителей не хватает, как правило, в глубинке. В отдаленные поселки и села Каргасокского района молодые специалисты, выпускники педагогических вузов, едут неохотно. Таежной романтике молодежь предпочитает городские проспекты или, на крайний случай, просторы районного центра. Как, учитывая эту малоутешительную тенденцию, выжить малокомплектным школам? Похоже, ответ на этот вопрос найден. Правда, о том, насколько реально воплотить его в жизнь, размышлять пока рановато.

Интернет-знания для детей из глубинки

О том, что российская система образования в последние годы динамично развивается, можно говорить с уверенностью. Приоритетный национальный проект "Образование", принятый для реализации на уровне Президента Российской Федерации и Правительства, уже приносит реальные плоды. То, что еще несколько лет тому назад казалось фантастикой, теперь - реальность. Возьмем, к примеру, вопрос, связанный с обеспечением образовательных учреждений новейшими информационными технологиями. Интернет, благодаря нацпроекту, пришел практически в каждую школу, независимо от месторасположения и количества обучающихся. Насколько "всезнающая паутина" востребована? Пожалуй, очень востребована. А вскоре в этом направлении должны открыться новые горизонты. Обязательно должны... ЕСЛИ начнется реализация нового федерального проекта, направленного на Интернет-обучение детей из глубинки. Главная цель нововведения - насколько это возможно, поддержать и, главное, сохранить малокомплектные школы.

Ситуацию нужно менять

Неоднократно в своих публичных выступлениях начальник Управления образования, опеки и попечительства Любовь Илгина говорила о том, что в наших "малокомплектках" катастрофически не хватает учителей-предметников. В дефиците преподаватели иностранных языков, физики, химии, биологии, русского языка... Список дисциплин, которые обязательно должны быть частью полноценного образовательного процесса, а преподавать их в провинциальных уголках района, увы, некому, можно продолжать довольно долго.

Работа по привлечению молодежи в малокомплектные школы Управлением образования, опеки и попечительства ведется на протяжении ряда последних лет. Однако вакансии были, есть, и наверное, будут всегда. Что же предлагают идейные вдохновители проекта по Интернет-обучению детей из глубинки? По их замыслу, на первом этапе пробелы в штатном расписании образовательных учреждений заполнят преподаватели вузов, в нашем случае - естественно, томских. А в дальнейшем подобные ресурсные центры по организации дистанционного обучения должны появиться непосредственно в районных центрах. "Образно говоря, - комментирует глава Каргасокского района Анатолий Рожков, - нет в школе учителя иностранного языка. И никто ехать в отдаленный населенный пункт не хочет.

Школьного учителя в порядке эксперимента заменит преподаватель вуза. Его общение с учениками будет происходить через Интернет. Финансирование проекта обеспечат областной и федеральный бюджеты. Четкий механизм его реализации запланировано обсудить во время очередного рабочего визита Президента Дмитрия Анатольевича Медведева в город Томск... А наша задача - выбрать одну малокомплектную школу, расположенную на территории района, которая станет впоследствии экспериментальной площадкой".

По словам главы района, в общей сложности в регионе в эксперименте будут участвовать четыре образовательных учреждения.

Подумать надо

В Управлении образования, опеки и попечительства к перспективе дистанционного обучения учеников одной из малокомплектных школ отнеслись настороженно. Образование - процесс очень серьезный. А следовательно, пока нет четкого механизма, в соответствии с которым будет реализован проект, нет и четкого мнения относительно его состоятельности либо несостоятельности. "О том, какая из школ будет выбрана в качестве экспериментальной площадки, говорить преждевременно, - отметила начальник УООиП Любовь Илгина. - Сначала мы должны получить ответы на интересующие нас вопросы. Во-первых, хотим знать: в какой форме будет осуществляться дистанционное обучение школьников. Если в форме получения письменных заданий, то нужно ли нам такое образование детей, готовы ли школьники к освоению учебной программы в такой форме? Если в режиме реального общения, значит - нужна хорошая Интернет-связь. А она является таковой только в Каргаске и Павлово. И это один момент. Второй - мы были бы рады, если бы городские преподаватели-консультанты читали нашим школьникам элективные, предпрофильные и профильные курсы. Что касается общеобразовательных дисциплин - не знаю, насколько эффективным будет такое обучение"...

После продолжительного разговора с Любовью Илгиной стало понятно: эксперименты - это, конечно, хорошо. Однако, прежде чем говорить об их спасительной миссии, нужно убедиться в том, что она имеет место быть. Такой уверенности у администрации Управления образования, опеки и попечительства нет. По крайней мере, пока нет...