Эксперимент с правом на продолжение

Бытует мнение, что в поле зрения специалистов Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних попадают только лишь социально неблагополучные семьи. И это мнение пока неискоренимо, хотя верным ни в коем случае не является. Проблемы психологического характера зачастую встречаются и в очень хороших семьях. Главное - вовремя их выявить и справиться с ними. На это нацелен эксперимент, который специалисты Социально-реабилитационного Центра реализуют совместно с педагогическими коллективами образовательных учреждений.

Впервые группа дневного пребывания при содействии специалистов Социально-реабилитационного Центра была открыта на базе Павловской основной школы. "Тогда, - вспоминает заведующая отделением помощи семье и детям Центра Татьяна Витман, - взаимопонимание было найдено со стороны директора школы Геннадия Николаевича Стальных. Спасибо ему огромное за это. Отработали на базе Павловской школы мы успешно. Все участники процесса остались довольны". Немного подумав, Татьяна Дмитриевна добавляет: "У нас и цели одни, и задачи одни. Практика показала, что сотрудничество социальных служб и образовательных учреждений дает в итоге только положительные результаты".

Последние три месяца группа дневного пребывания работает на базе начальной школы поселка Пятый километр. В нее зачислены 12 мальчишек и девчонок, пятеро из них воспитываются в опекунских семьях. "О такой форме сотрудничества я услышала на совещании в Управлении образования, опеки и попечительства, - говорит директор Татьяна Савчук. - Этот опыт меня сразу заинтересовал. Ведь в нашей маленькой школе нет ни логопеда, ни педагога-психолога. Эти специалисты за три прошедших месяца очень помогли нашим деткам".

Диагностика проблем специалистами Социально-реабилитационного Центра изначально была проведена не только в школьной семье, но и в отдельно взятых семьях учеников поселковой школы. Поводов для реабилитации нашли предостаточно. Очень распространены среди современных детей необъяснимо откуда взятые страхи и тревоги, а также заниженная самооценка. С этими проблемами педагог-психолог боролась на групповых и индивидуальных занятиях, которые проходили в форме тренингов. Что же касается проблемы общей, внутришкольной, - она заключалась в том, что ребятишки часто конфликтовали между собой и не могли найти друг с другом общего языка. К моменту завершения эксперимента они стали общительнее и коммуникабельнее. Произошло это во многом благодаря стараниям учителя начальных классов, по совместительству - воспитателя Социально-реабилитационного Центра Марины Войтовой. "Работа была на самом деле напряженной, - отметила Марина Александровна. - Специалисты реабилитационного Центра выявили наши проблемы и все прошедшее время помогали нам с ними справиться. Проведено великое множество всевозможных мероприятий. К нам даже кукольный спектакль приезжал. Это событие вдохновило нас на свою собственную постановку. Мы решили поставить спектакль по мотивам всем известной сказки "Гуси-лебеди". Все вместе готовили костюмы и декорации. Словом, учимся помогать друг другу и понимать друг друга.

Многие считают, что классный руководитель может самолично решить все проблемы в детском коллективе. Но, к сожалению, это не так. И поэтому помощь специалистов реабилитационного Центра для нас - это настоящий подарок судьбы".

Выездные занятия с детьми проводили педагог-психолог Марина Байгулова, логопед Наталья Типсина и педагог дополнительного образования Ирина Сабазова. Помимо этого, для ребятишек из группы дневного пребывания было организовано дополнительное питание, из расчета 73 рубля в день на одного ребенка. "Дети ежедневно, кроме выходных дней, - комментирует Татьяна Витман, - получали полноценный обед и полдник. Кроме того, на выделенные средства закупали соки, фрукты и витамины. Еще одна наша задача - витаминизация школьников, укрепление их здоровья".

В настоящий момент учителя и ученики школы поселка Пятый километр жалеют лишь об одном: эксперимент вот-вот подойдет к своему логическому завершению. Они искренне надеются на то, что дружба со специалистами Социально-реабилитационного Центра на этом не прервется. Более того, тот спектакль, который совсем скоро должны показать родителям, планируют повезти еще и в реабилитационный Центр. Ребятишки выступления на "иногородней" сцене ждут с нетерпением. Они тщательно учат слова, репетируют свои роли, стараются. По их собственному признанию, им очень нравится быть артистами.

Специалисты реабилитационного Центра, в свою очередь, строят планы на будущее. По словам Татьяны Витман, следующая группа дневного пребывания будет открыта на базе Каргасокской школы №2. Договоренность с директором этого образовательного учреждения Валерием Седуновым уже достигнута. Недавно состоялся разговор и с начальником Управления образования, опеки и попечительства Любовью Илгиной, в ходе которого специалисты СРЦН договорились о долгосрочном взаимодействии.

Выявление и решение детских, а также внутрисемейных (под семьей в данном конкретном случае подразумевается не только отдельно взятая семья, но и семья школьная) проблем - эксперимент, направленный на достижение этих целей, оправдал себя. Он имеет право на жизнь. Так считают все участники процесса. "Особенно тепло и радушно нас встречают в маленьких школах, которые расположены в отдаленных уголках Каргасокского района, - подытожила Татьяна Витман. - Именно там остро ощущают нехватку специалистов. Именно там рады тому, что им приходят на помощь. И мы это хорошо знаем. И в прошлые годы, и в этом году, после того как зимники установятся окончательно, планируем отправиться в командировку, побываем во всех сельских поселениях. Мы всегда рады помочь и радуемся тому, что образовательные учреждения все чаще и все охотнее идут на сотрудничество с нашей службой. Это нужно всем: и ребятишкам, и учителям, и специалистам Социально-реабилитационного Центра".