ГСМ-история

ГСМ-история

Прошедшая неделя, вернее - первая ее часть, изрядно потрепала нервишки и у тех, кто бензин в Каргаске покупает, и у тех, кто его продает. Несколько дней подряд практически на всех местных АЗС заправить авто можно было только по карточке, т. е. лишь в случае наличия договорных отношений и предоплаты. Бензин был доступен разве что для организаций и предприятий, таких как больница, ПО "Каргасокское", ряд местных строительных организаций и т.д.

Бензиновый форс-мажор

На заправках сложившуюся ситуацию объясняли следующим образом: существуют договорные отношения, есть предоплата и не предоставить уже гарантированную услугу мы не вправе. А бензин в Каргасок не поступает... А запас ГСМ ограничен... И насколько его нужно будет растянуть, неизвестно. Поэтому-то и было решено в розницу "горючку" не отпускать. Эта мера была вынужденной. Однако рядовых владельцев автотранспортной техники эти нюансы и тонкости не интересовали. Они ругались на автозаправочных станциях, митинговали в своем кругу и предсказывали: цена на бензин обязательно взлетит вверх...

Но, к счастью, разрешение затруднительной ситуации оказалось более оптимистичным. Буквально через несколько дней, а именно в 8 часов утра 10 ноября, АЗС заработали в обычном штатном режиме. ГСМ появился в свободной продаже. И, о чудо(!!!), по той же цене, что и прежде. Дороже стало только зимнее дизтопливо.

Автомобилисты в Каргаске практически сразу же о досадном затруднении забыли... И тем не менее у нашей ГСМ-истории есть интересное продолжение.

На областном рынке

По мнению губернатора Томской области Виктора Кресса, и об этом он заявил в ходе прошедшей видеоконференции с муниципалитетами области, ситуация на областном рынке ГСМ остается достаточно сложной. И эти самые сложности напрягают как население, так и все без исключения существующие отрасли.

В ходе конференции ситуацию объясняла представитель областной администрации Елена Бушманова. Она, в частности, отметила, что на сегодняшний день в нашем регионе насчитывается 187 АЗС, причем 129 из них - субъекты малого и среднего бизнеса. Дефицита ГСМ и дизтоплива нет. А недовольство ценами есть. И его сколько угодно много. Так, например, если в Томске и Томском районе цена самого массового бензина, 92-го, составляет 24 рубля 10 копеек, то в Каргаске и Сухушино Парабельского района она равна 30 рублям за один литр. "Чем можно объяснить данную дифференциацию, - прокомментировала Елена Бушманова. - Основные факторы следующие: это входная цена, т. е. цена, по которой АЗС покупает ГСМ, и собственная надбавка автозаправочной станции. Надбавка, в свою очередь, состоит из транспортировки, расходов на функционирование АЗС и прибыли. Анализ, который был проведен в этой части, показывает, что размер собственной надбавки колеблется от 7% (это Томск) до 28% (в Каргаске). В расчет в данном конкретном случае брался 92-ой бензин. Наибольший процент этой величины характерен именно для северных территорий Томской области".

В процессе проведения конференции выяснилось, что в настоящий момент по настоятельной просьбе первого заместителя губернатора Томской области Оксаны Козловской по ценам, сложившимся на ГСМ в Каргаске и Парабели, работают прокуратура и антимонопольный комитет. Более того, и в Каргаске, и в Парабели антимонопольщики уже возбудили два дела.

Предпринимаются шаги

Несмотря на то, что бензиновый рынок в плане ценовой политики является архи-неконтролируемым со стороны органов власти, делается все возможное для того, чтобы цены стабилизировать и даже более того - сократить их. По крайней мере, администрация Томской области ставит перед собой три важных задачи. Во-первых, под контролем вопрос о наличии ГСМ на территории Томской области. Органы власти в случае необходимости оказывают посильную помощь по продвижению грузов. Губернатор лично при возникновении наиболее сложных ситуаций подключается и ведет переговоры с Газпромнефтью и Роснефтью по поставке ГСМ - ресурсов. Во-вторых, осуществляется постоянный мониторинг цен. Кстати, в разрезе всех регионов Российской Федерации Томская область выглядит очень даже неплохо, она занимает почетное седьмое место. И, наконец-то, в-третьих, в том случае, если это предложение поддержат областные депутаты, начиная с 2012 года планируется ввести серьезные льготы по снижению налоговой нагрузки для АЗС.

По словам Елены Бушмановой, это снижение коснется налога на прибыль и налога на имущество.

Кроме того, есть предложения, согласно которым планируется снизить налоги для АЗС, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса и работающих по упрощенной системе налогообложения.

"Просим также глав муниципалитетов принять самое непосредственное участие в этом процессе, - подчеркнула Елена Бушманова. - На местах можно было бы снизить аренду на землю, если она арендуется, либо налог на землю, если она находится в собственности".

Поговорив о главных задачах, перешли к обозначению конкретных мер. В администрации Томской области считают, что в ежедневном режиме на территории каждого муниципалитета необходимо отслеживать процент собственной надбавки ГСМ. И если он превышает максимально допустимый, необходимо немедленно сигнализировать на уровень областной власти. Кстати, относительно максимально допустимой собственной надбавки АЗС было отмечено, что для южной группы районов она составляет не более 12%, а для северной группы (именно к ней и относится Каргасокский район) - 20%. "Тема, связанная с ГСМ, очень чувствительная для всех людей, поэтому мы должны держать руку на пульсе, - отметил в завершение видеоконференции Виктор Кресс. - А предоставлять льготы АЗС мы будем на определенных условиях. Чтобы не получилось так, что мы идем навстречу, а они цены как накручивали, так и накручивают... Тот, кто будет накручивать, никакой льготы не получит, значит - рано или поздно просто вылетит с этого рынка..."