Хранилище священных знаний

Может быть, еще кто-нибудь помнит, с каким трепетом он входил в хранилище священных знаний - школьную библиотеку, бродил среди книжных полок, осторожно прикасаясь к корешкам, мечтал, что к тому моменту, когда он станет выпускником, обязательно прочтет все это богатство. И библиотекарь тогда казался самым счастливым человеком на земле, ведь он мог взять любую книгу и читать, читать, читать...

Даже самые скептически настроенные читатели (а грамотой в современном мире владеют все, за исключением малышей) не станут отрицать, что еще 20 лет назад так и было. Читали много, читали запоем, за новыми книгами в библиотеках выстраивалась очередь (вернее создавались списки очередников). Не отставали от взрослых и дети. И в первую очередь они шли в школьную библиотеку, где могли получить не только необходимые учебники и дополнительную литературу, но и выбрать книжку любимого автора.

Современные технологии немного отодвинули на задний план своих прародителей (бумажные носители). Подрастающее поколение предпочитает черпать информацию из мировой сети. Бытует мнение, что книги сегодня - это атавизм и что совсем скоро они канут в Лету, а учебники будут издавать только в электронном варианте. Все может быть. Но пока знания, закрепленные на бумаге, не планируют сдавать своих позиций, а библиотеки переживают второе рождение. В том числе и школьные.

26 октября во всем мире отмечают День школьных библиотек. Большинство российских школьных библиотекарей и не подозревают, что у них есть личный профессиональный праздник (в России День библиотечного работника празднуется весной). Мы решили исправить это упущение и хотим поздравить работников школьных библиотек.

Тайнами профессии с читателями поделились заведующая библиотекой школы №1 Тамара Осипова и библиотекарь этой же школы Марина Ермолова. Обе женщины имеют приличный стаж работы в библиотечной системе и кому как не им знать, что было, что есть и что будет.

Тамара Александровна, окончив три десятка лет назад Новосибирское культпросветучилище, вернулась работать в родные пенаты. Карьеру библиотекаря начинала еще в старом здании школы. В начале 90-х, устав от бурной школьный жизни, решила поменять место работы. Но спокойный и размеренный труд в Центральной библиотеке (сегодня там все по-другому) не отвечал душевным потребностям. Тамара Александровна вернулась в школу. И больше даже в мыслях не держала идею поиска места поуютней.

"В библиотеке для взрослых мы не страдали от безделья,- рассказала заведующая. - Работы было невпроворот. Просто я не чувствовала такой востребованности, как в школе. А быть нужной - это одно из основных слагаемых успешной работы. Я люблю своих маленьких читателей, знаю их вкусы и предпочтения. Люблю наблюдать за тем, как они бережно берут в руки книжки "со стажем" и как у них загораются глаза при виде новинок.

Только некомпетентные люди считают, что работа библиотекаря легка и приятна. Сиди и книжки целый день читай. Поверьте, я просто мечтаю почитать на работе хоть что- нибудь. Но такую роскошь позволяю себе лишь дома. Не беру в расчет профессиональные обязанности, которые отнимают уйму времени (в том числе "бумажная" рутина). Сама специфика работы не позволяет скучать. Дети учатся в две смены, и с утра до вечера в зале библиотеки суета, как в метро в час пик. Кому-то срочно нужен материал для реферата, кто-то рисует стенгазету, у кого-то "окно" в расписании и пойти кроме библиотеки некуда. К тому же, мы проводим различные мероприятия, организуем выставки. Но без этой ежедневной суеты я себя не представляю".

Марина Германовна, окончившая филологический факультет Томского Педуниверситета и более 20 лет посвятившая работе с формулярами, поддержала коллегу: "Помещение библиотеки очень маленькое и в нем с трудом размещается три стола, за которыми дети могут полистать журналы или заняться прикладным творчеством. Мне бы хотелось, чтобы читальный зал был огромным и ребятишки смогли без труда разместиться всем классом одновременно, а то и двумя.

Никто не спорит с тем, что нынешняя молодежь читает мало. Но у них и темп жизни другой, и требования к учебному процессу изменились. Учащемуся гораздо проще воспользоваться Интернетом или сделать ксерокопию нужной информации из энциклопедии. Те же, кто к учебе относится серьезно, понимает, что никакая "паутина" не заменит мыслей известных классиков, справочников, энциклопедий. Поэтому желающих собрать максимум качественной информации хватает. Думаю, что в ближайшем будущем спрос на печатную литературу будет только расти".

Тамара Александровна, в подтверждение слов коллеги, привела в пример небольшую статистику. В первый год работы под ее "началом" оказалось всего лишь около 200 заветных учебников. Выносить за пределы школы их строго запрещали. Сегодня каждый из 820 учащихся обладает комплектом из 5-12 книг. В фонде библиотеки находится 12 тысяч учебников, 4500 экземпляров художественной и отраслевой литературы. Но это, уверена заведующая, капля в море. 80 % учащихся, на которых заведены формуляры, пользуются всем спектром литературы, представленной на библиотечных полках. И работники библиотеки, и сами читатели мечтают, если можно так сказать, о расширении ассортимента. Дети хотят видеть не только учебные пособия, но и авторов современных литературно-художественных направлений, переизданные классические произведения, различные журналы, разнообразную справочную литературу. Все это есть в читальном зале библиотеки, но в ограниченном количестве. Фонд обновляется крайне редко. Небольшое помещение также является "камнем преткновения". Места не хватает, как воздуха.

В помещении библиотеки, действительно, очень тесно. Настолько, что мне с трудом удалось втиснуть стул в свободное пространство. В одном углу мальчишки и девчонки рисовали стенгазету, в другом - листали журналы. И это во время урока. После звонка на перемену, маленький зал наполнился журчащим гомоном: появились желающие срочно приобрести духовную пищу. И так целый день. От непривычки заломило в висках и зарябило в глазах. Но мои собеседницы за годы работы научились не замечать таких "мелочей". Они спокойно и с улыбкой выдают книги, разговаривают со своими большими и маленькими посетителями (а их приблизительно 630 человек), ненавязчиво убеждают пользоваться проверенными и качественными источниками информации - книгами.

Согласно той же нехитрой статистике, самые активные и восприимчивые читатели - учащиеся младших классов. Их не нужно уговаривать лишний раз взять в руки книжку. С пятого класса дети начинают считать себя взрослыми и предпочитают не размениваться на чтение. И только в старших классах они обнаруживают, что без книг об окончании школы, и тем более о поступлении в высшие учебные заведения, нечего и мечтать. Поэтому библиотека вновь становится первым другом и помощником.

Нехватка книг и скромное помещение не единственные причины огорчения библиотечных работников. Читателей много, но произведения классиков чаще всего сиротливо стоят невостребованными. Подрастающее поколение привлекают прежде всего яркая обложка и заманчивый заголовок. Современные авторы следуют модным тенденциям и стараются в полной мере удовлетворить вкусы разновозрастных читателей. И продукция большинства из них (уточню, что речь идет о писателях, ориентированных на детей) интересная и качественная. Но все же библиотекарям со стажем хотелось бы, чтобы их подопечные не забывали о произведениях, на которых выросло не одно поколение.

Немало усилий Тамара Александровна и Марина Германовна прикладывают к тому, чтобы научить детей беречь бумажное наследие. Согласно нормативам, учебники необходимо обновлять каждые четыре года. Работники библиотеки и рады бы придерживаться существующих норм, но бывает, что некоторые учебники служат около десятка лет. Книги были и остаются дорогим удовольствием.

Несмотря на профилактическую работу как библиотекарей, так и педагогов, часть учеников меньше всего заботится о сохранности полученных (заметьте, абсолютно бесплатно) книг. За испорченный или потерянный экземпляр полагается штраф. Но эта мера не всегда бывает эффективной. Оплату иногда приходится "выхаживать" годами. Некоторые должники вспоминают о порванной книжке лишь при получении аттестата (без "визы" из библиотеки документы выпускнику не выдают).

"Библиотека в школе должна обозначаться кабинетом №1" - сказала когда-то Надежда Крупская. Именно с библиотеки начинается школьный путь каждого ученика. Вернее с его первого букваря, который бережно хранят жрицы "священного храма". Но их работа на протяжении десятков лет остается буднично-неприметной. «Даже с праздником поздравить забывают», - сетуют школьные библиотекари. Но тут же добавляют, что не в обиде. Главное - не дифирамбы в их адрес. Настоящий праздник наступает тогда, когда приходит маленький человечек, только что научившийся читать, и, заикаясь от волнения, просит выдать ему его первую книжку!