Игра в одни ворота

Тем, кто не смотрел недавно прошедший по первому каналу ТВ сюжет о том, как и чем торгуют в российских супермаркетах, крупно повезло. Потому что покупать что-то в магазинах после этого просто страшно. И даже в условиях маленького райцентра потребитель не может быть уверенным в том, что товар ему продали не просроченный и безопасный. Ведь если, к примеру, предприниматель Комарова увозит испорченное мясо птицы обратно в город, то большинство остальных, по словам самих же продавцов, предпочтут старательно мыть и натирать маслом заплесневелые колбасные палки. С начала года только специалистами "Россельхознадзора" снято с реализации 33,8 килограммов некачественных и опасных пищевых продуктов.

1 мая этого года вступил в силу Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данный документ, равно как и прокурорский надзор за его исполнением, по замыслу законотворцев, нацелены на то, чтобы на пути чиновничьего произвола и излишней ретивости контролирующих органов, вставляющих палки в колеса свободного развития малого и среднего бизнеса, был воздвигнут своеобразный шлагбаум, поднимающийся и опускающийся в строгом соответствии с требованиями закона.

Возможно, в чем-то подобная законодательная инициатива и полезна, и своевременна, и обоснованна. Человеку, который решил заняться предпринимательской деятельностью по изготовлению собственной продукции, заготовке дикоросов или оказанию услуг населению, лишние административные препоны ни к чему. Ему и так нелегко. А если сразу после открытия бизнеса к нему по очереди нагрянут с проверками все пять или шесть (сколько их там - сразу и не вспомнишь) контролирующих инстанций, то, пожалуй, его дело так и не сможет стать маленькой точкой роста в экономике большого района. Или, скажем, взять индивидуального предпринимателя, открывшего в отдаленном поселке пекарню, обеспечивающую односельчан хлебом, а некоторых и работой. Понятно, что любой визит специалиста, к примеру, "Роспотребнадзора", выявит у такого ИП нарушений на десяток протоколов. Начиная от отсутствия на голове пекаря шапочки, заканчивая маркировкой кастрюль и отсутствием в помещении вентиляции и водопровода. Это, как минимум, четыре-пять тысяч рублей штрафов за каждую проверку. В таких случаях, безусловно, любой здравомыслящий человек будет на стороне бизнесмена-хлебопека...

Но (если, разумеется, не касаться каких-то мифических масштабных нарушений, на самом деле якобы существующих в разных регионах страны и якобы препятствующих росту малого и среднего бизнеса, и если не принимать во внимание предприятия недропользователей, которых контролирующие инстанции и так особо не "балуют" проверками) в чем состоит основная интрига? Элементарно. В том, что этот нормативный акт о защите прав субъектов предпринимательской деятельности как будто специально писан для целой армии бизнесменов от потребительского рынка, причем уже давно работающих и не отличающихся особой добропорядочностью в отношении соблюдения других законов, в том числе защищающих права потребителей. В частности, учитывая данные областной аналитической справки за первый квартал 2009 года о применении КоАП: из общего количества вынесенных постановлений о назначении наказания 20 процентов касается индивидуальных предпринимателей и лишь 0,5 процентов - юридических лиц.

"Затюканным" проверками и требованиями ветеринарного и санитарного надзора коммерсантам наверняка пришлись по сердцу существенные ограничения полномочий государственных органов при осуществлении контроля.

Плановые проверки теперь могут проводиться лишь один раз в три года (кроме объектов здравоохранения, образования и социальной сферы).

Уведомлять о предстоящих плановых проверках органы должны не менее, чем за три рабочих дня, о внеплановых (только по согласованию с прокуратурой) - не менее, чем за сутки. Впрочем, судя по данным, предоставленным Юлией Бобковой, госинспектором ветеринарного надзора Каргасокского межрайонного отдела "Россельхознадзора", некоторые ИП ни при каких обстоятельствах не затрудняют себя наведением порядка. Так, в магазине "Восход" (ИП Сухушина) с октября 2008 года по 20 мая 2009 года составлено пять протоколов по статье 10.8 КоАП, в том числе и во время плановой проверки...

Теперь, что касается этого пресловутого закона №294-ФЗ. Если выражаться словами помощника прокурора Дмитрия Миронова, то он еще пока "совсем свежий". А если называть вещи своими именами, то попросту "совсем сырой". Уже тот факт, что еще до вступления в силу этого ФЗ в него уже внесены изменения, говорит о многом. Не вызывает сомнения и декларативный характер большинства статей и пунктов закона. Изучая документ, руководствуясь которым теперь предстоит выполнять свои служебные обязанности, начальник "Роспотребнадзора" Валерий Коновалов комментирует прочитанное: "Во-первых, закон должен был вступить в силу с 1 июля, но, согласно изменениям, вступил 1 мая. То есть уже почти месяц мы должны были по нему работать. Однако до сих пор мы не видим ни постановления правительства о реализации этого закона, ни ведомственного административного регламента, ни официального толкования отдельных, не совсем понятных формулировок. Во-вторых, нам только 20 мая пришли бланки четырех новых типовых форм, без заполнения которых мы и шагу не можем ступить. К слову, теперь, приходя на объект, наши специалисты должны иметь при себе десять (!) официальных документов.

В-третьих, при составлении годового плана проверок, который мы, помимо того, что заранее представляем в прокуратуру, так еще и выставляем на сайт (изучайте, господа, готовьтесь), мы обязаны указывать о юридическом лице или ИП полные данные, которых у нас нет, и по закону быть не должно ни у кого, кроме налоговой инспекции. Или вот, к примеру, в новый закон внесли такие понятия, как выездная и (или) документарная проверка. Абсолютная двусмысленность. Опять же ни слова не сказано о том, чем эта документарная проверка должна закончиться, если мы и (или) ее решили провести, какую бумагу должны после нее "родить". И множество других подобных нюансов. А ведь у нас плюс к изучению этого непонятного документа есть и масса других Федеральных законов, одних только санитарных правил две с половиной тысячи..."

Словом, не зря гласит народная мудрость: закон - дышло, куда захочешь, туда и воротишь. Или еще мудрее: законы - миротворцы, да писари - крючкотворцы... Однако не стоит особо расслабляться тем предпринимателям, которые рассчитывают на то, что бумажная работа и бюрократические проволочки, свалившиеся на инспекторов, сведут на нет их усилия по наведению порядка в торговых точках, на объектах социального назначения, в сфере образования и здравоохранения. В законе №294 (как это ни удивительно) есть-таки пункт, касающийся оснований для внеплановой проверки, которые не так уж сложно будет согласовать с прокуратурой. И в перечне этих оснований, а их достаточно много, значатся в том числе и заявления граждан, и публикации в средствах массовой информации. Сказано и о возможности, при наличии неоднократно выявленных аналогичных нарушений, временной приостановки деятельности нарушителя на срок до 90 суток. А "Роспотребнадзору" или, скажем, "Россельхознадзору" при ограничении полномочий по проверкам никто не отменял полномочия по контролю, равно как и никто не лишал их права фиксировать факт нарушения протоколом и выносить постановления о назначении наказания. Так что на этом поле интересов потребителя, господа недобросовестные предприниматели, игра в любом случае будет вестись в одни ворота.

Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда (народная мудрость).