К профессии - с любовью

"В ногу со временем"

Яркое, нарядное здание, в котором наконец-то стало тепло, светло и уютно. Капитальный ремонт, по словам заведующей Ольги Филипповой, здесь считают настоящим подарком судьбы, который, кстати, случился очень вовремя, потому что трудно сказать, как складывалась бы ситуация в сегодняшних условиях кризиса. Столько лет работы в прежних тяжелых условиях - им до сих пор не верится, что все позади, что вокруг современная отделка, новая мебель, просто красота. Некоторым ребятишкам, правда, пришлось знакомиться с "чудесами" сантехники и системой работы канализации, многие поначалу даже боялись подходить к сверкающим унитазам и раковинам, но постепенно освоились, ведь к хорошему, как известно, быстро привыкаешь... Летом строители внесли во внешний облик последние штрихи: заменили кое-где окна, выложили плиткой дорожку, отсыпали и выровняли территорию вокруг здания, так что теперь и на прогулку выйти не страшно - признаков прошлогодней стройки практически не осталось. Некоторый диссонанс вызывают, правда, тротуары, окружающие детское учреждение, но это уже, извините, за забором, за кадром, иными словами - "из другой оперы"...

А в целом омрачает общую позитивную картину тот факт, что всех желающих садик №1 в новом учебном году принять не смог. По словам заведующей, такая ситуация у них сложилась впервые. Очередь насчитывает 57 человек, и эти детки, учитывая, что в ясельную группу ребятишек набрали нынче даже сверх нормы, скорее всего, за редким исключением, в сад уже попасть не смогут. "Очень неуютно чувствуем себя, - говорит Ольга Александровна, - многие родители обижаются, как будто мы специально не хотим брать детей, обвиняют нас в каком-то блате... Но у нас и так уже более ста ребятишек - это предел, мест, к сожалению, нет..." Данная тенденция вполне отвечает духу современности. Остается только невесело пошутить: если уж идти в ногу со временем, то приходится по всем параметрам "соответствовать"...

Как няня Арина Родионовна...

Та, которая была "доброй подружкой" великого поэта Пушкина. Ведь во многом благодаря своей няне Александр Сергеевич в полной мере познал богатство и красоту живого русского языка. Современные дети, по-мнению учителя-логопеда Ольги Павловны Шантуровой, в этом смысле вниманием обделены, они очень мало слышат живую речь, именно правильную речь, между собой общаются на языке мультяшных и компьютерных героев (всяких там черепах ниндзя и человеков-пауков), а с родителями - зачастую путем "сюсюканья" и "заигрывания". И это создает очень много проблем. Плюс ослабленное здоровье, родовые травмы. По статистике, более 90 процентов ребятишек в детском саду нуждаются в профессиональной помощи - у них отмечается общее недоразвитие речи. Каждый четвертый-пятый ребенок приходит в детский сад с нарушениями центральной нервной системы...

Уж кому из специалистов сегодня не грозит безработица, так это логопедам. У них, наоборот, с каждым годом работы только прибавляется. Детскому саду "на Максимке" с такими педагогами повезло. Многие годы здесь работала Лидия Максимовна Беспалько, отличный специалист и добрейшей души человек. А профессиональную эстафету приняла от нее Ольга Павловна Шантурова, по оценке коллег, очень грамотная, ответственная и творческая личность. Она пришла в садик из школы, где преподавала русский язык и литературу, и поначалу очень скучала по своей прежней работе. Ведь труд логопеда - это кропотливые, однообразные занятия с ребенком, требующие огромного терпения и выдержки. Все изменилось, когда стали заметны первые результаты: появился интерес, проснулся азарт, даже какая-то профессиональная гордость почувствовалась. Когда приходит к тебе ребенок, который, допустим, совсем говорить не может, а потом постепенно на твоих глазах начинает произносить правильные звуки, слова - это же здорово... Ольга Павловна считает, что ее дочь, которая учится на четвертом курсе Педуниверситета на логопеда, сделала правильный выбор. Хорошие педагоги по этой специальности - на вес золота. Наша героиня на себе чувствует популярность и востребованность этой профессии, хотя бы потому, что ей очень часто звонят, приходят, консультируются...

"Действительно, проблем с речью у ребятишек очень много, - рассказывает Ольга Павловна. - Если, к примеру, двадцать лет назад на весь садик у меня было всего 16 детишек с проблемами, то сегодня из двух старших групп набирается сорок человек. Судите сами: вот группа из 27 детей, 25 из них нуждаются в помощи, у восьми ребятишек в речи недостает по 13 звуков - искажены или полностью отсутствуют. За два года перед школой все это нужно исправить, и, в основном, сделать это удается. Разумеется, при условии, что ребенок постоянно посещает садик и не пропускает занятия... Сложно, конечно, ведь к каждому малышу нужно найти индивидуальный подход. Да и сам процесс исправления: сначала язык "на место поставить", потом научить произносить отдельный звук, соединять его с другими звуками, вводить в слоги, в слова, в предложения, но работать очень интересно, особенно с маленькими. Они такие трогательные, доверчивые, мы играем с ними, дружим, находим взаимопонимание, одним словом, работаем. Но хочу сказать, что нужна и помощь родителей, которая здесь просто неоценима. Если ее нет, то все намного сложнее. Вот, к примеру, учебный год уже давно начался, а ко мне только одна мама зашла и поинтересовалась: как там мой ребенок, что нужно делать, какие занятия с ним проводить дома... Чаще всего встречаешь такое отношение: мол, "вырастет и все само собой рассосется" или "есть специалисты в саду, вот пусть они и занимаются". Я всегда говорю родителям: читайте детям вслух, как Арина Родионовна, читайте медленно, размеренно, правильно. Выезжайте с детьми на природу, показывайте травинку, кустик, листик, муравья - пусть ребенок накапливает словарный запас, пусть поменьше смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, пусть побольше общается, разговаривает, узнает что-то новое..."

"Себя еще покажем..."

15 сентября в детском саду №1 проходил совет педагогического коллектива, на котором утвердили план работы на 2009-2010 учебный год. Программа, которую на рассмотрение коллегам представляла старший воспитатель Галина Ивановна Шашкова, по общему мнению и признанию получилась очень насыщенной, интересной, богатой на оригинальные идеи, отвечающей современным методическим рекомендациям. "Во-первых, радует, что и настроение, и желание работать у моих коллег на высоте, - рассказывает заведующая детским садом Ольга Филиппова, - коллектив стабильный, работоспособный, творческий и опытный. Есть педагоги, которые отработали у нас по 25-30 лет: Галина Ивановна Шашкова, Ольга Карловна Олькова, Татьяна Петровна Гришаева, Татьяна Петровна Кокотова, Татьяна Антоновна Ситалова, Татьяна Ивановна Шемякина, Ольга Павловна Шантурова. На протяжении многих лет им помогают младшие воспитатели со стажем: Галина Викторовна Портнягина, Екатерина Александровна Фатеева, Татьяна Федоровна Харитонова и так далее. Надеемся, что молодые силы, которые в этом году влились в нашу дружную семью, внесут в процесс работы свежую струю, блеснут новыми идеями и энтузиазмом. Во-вторых, передаю слово нашей уважаемой Галине Ивановне..." "Хочу сказать, что мы уже третий год работаем по методу проектов, в том числе индивидуальных, - продолжает разговор старший воспитатель, - у каждого педагога есть своя изюминка, свой конек. Кто-то склонен к театральной деятельности, кто-то к изобразительной, кто-то делает упор на развитие речи, а кто-то на занятия с математическим уклоном. Сейчас мы практикуем очень интересную форму работы - проект на один день. К примеру, День матери, День театра, День малышек, когда старшие ребята своими руками готовят и дарят подарки маленьким воспитанницам, День сказки, когда по садику гуляют сказочные герои, рассказывают небылицы... Есть и серьезные проекты, связанные с развитием речи, экологическим воспитанием и так далее. Самое главное - мы стараемся, чтобы было интересно и детям, и родителям, и педагогам. Раньше ведь как было? Шаг влево - шаг вправо расценивалось как дисциплинарный проступок, несовместимый с генеральной линией партии и гордым званием педагога. Да и родители были намного пассивнее, приходили только на утренники и интересовались только: как ребенок спит и что он ест. Сегодня нас никто не загоняет в определенные рамки, более того, мы уже сами туда не хотим. А мамы и папы - наши главные помощники: принимают участие в выставках, роли в спектаклях играют, поют, стихи читают, словом, проявляют активность...

О своей работе хочется говорить и говорить. Мы накопили столько хороших традиций, которые всячески поддерживаем. А в этом году есть у нас и сюрприз: ноу-хау, мы не показываем его пока даже нашим методистам. Пока только скажу, что это очень интересная разработка, интрига такая... Возможно, к новому году мы этот проект рассекретим. Прогреметь-то, может быть, и не прогремим, но себя, я думаю, еще покажем..."