Не верь. Не слушай. Не звони.

Мы уже неоднократно писали о телефонном мошенничестве. В прошлом году на эту "удочку" попались трое наших односельчан и трое парабельцев. Преступники действовали по одной и той же схеме (самой распространенной в России). Мошенник представлялся родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщал, что задержан сотрудниками милиции за совершение преступления (ДТП, хранение оружия и т. д.). Эти шесть случаев - только официально зарегистрированные. Сотрудники правоохранительных органов предполагают, что их гораздо больше. Просто пострадавшие в силу разных причин не желают обращаться за помощью в полицию.

 

Буквально неделю назад каргасокцы вновь оказались втянутыми в очередной лохотрон. Одной из жительниц районного центра позвонила женщина, представилась следователем и сообщила, что ее сын находится в полиции за хранение наркотиков. Пообещала уладить дело "миром" в обмен на 70 тыс. рублей. Потерпевшая растерялась, поскольку сын действительно отсутствовал, а сотовый телефон оставил дома. Завязался разговор, в котором пожилая женщина практически "на блюдечке" выложила всю интересующую преступников информацию. Но она все же решила перестраховаться и попросила пригласить к телефону сына. Голос в трубке был невнятным. "Сын" сообщил, что у него сильно разбито лицо и губы. Молодой человек просил срочно найти деньги. Требуемой суммы в доме не оказалось. Договорились, что первый "взнос" составит 10 тыс. рублей, остальное - в ближайшие дни (и только после этого будут уничтожены все улики). За деньгами должен был подъехать водитель такси. Пока перепуганная мать его ожидала, "следователь" все время вела с ней беседу по телефону. Так что у женщины, по ее словам, не было шанса обратиться куда-то за помощью. Да и честно говоря, в тот момент такие мысли и в голову не приходили. Сознание оказалось парализованным. "Сотрудница" правоохранительных органов к тому же подлила масло в огонь: рассказала, что сын пострадал при задержании.

Деньги были благополучно переданы таксисту, а вечером сын как обычно вернулся с работы и был немало удивлен реакцией матери. Поняв, что оказалась очередной жертвой мошенников, женщина написала заявление в полицию.

Буквально на следующий день преступники вновь взялись за дело. Просили 70 тысяч, родственники смогли собрать только десять. Деньги были переданы водителю такси, который сообщил об этом в правоохранительные органы.

Оперативные действия, проведенные по горячим следам, показали, что звонки производились с исправительных учреждений Новосибирска. Абонента установить не удалось. В прошлом году, кстати, преступники также звонили из новосибирских колоний.

Каким образом мошенникам так легко удается "разводить" граждан и где они, собственно, берут телефонные номера? Максим Гераськин, и.о начальника Каргасокского РОВД, рассказал, что сегодня можно очень легко купить телефонную базу данных. А если учесть, что с будущими жертвами, как правило, беседуют люди, обладающие определенными психологическими навыками, то считай, что уже полдела сделано. Из ста звонков один обязательно будет результативным. Самые "продвинутые" преступники выбирают из базы данных "целевую аудиторию": мать (бабушку) и сына (внука). Голоса могут заранее записываться, а потом имитироваться. Способов много: от звонка абоненту до прослушивания телефонной линии. Для передачи денег используют курьеров, которые нередко даже не подозревают, чем конкретно занимаются (в рассказанных историях именно так и было).

Существует масса мошеннических схем. Сотрудники правоохранительных органов напоминают, что жертвой может стать каждый. Максим Гераськин обращается с просьбой к жителям района: о каждом случае телефонного мошенничества сообщать в дежурную часть, даже если попытка преступников оказалась неудачной.