О бизнесе легальном и нелегальном

Кто у нас в Каргаске пользуется  услугами такси? Обратили внимание, что с недавнего времени приходится по полчаса, а то и больше, ждать вызванную машину? А все потому, что 15 мая вступил в силу областной закон "О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области". В этой связи в Кодекс административных правонарушений были внесены изменения. К примеру, глава 10 дополнилась статьей 10.4, в которой идет речь о размерах штрафных санкций, установленных таким образом, что минимальное наказание за нарушение требований  индивидуальному предпринимателю составляет 10 тысяч рублей, повторное - 30 тысяч.

За неделю до вступления в силу закона представители Каргасокского ГИБДД собрали руководителей таксомоторных фирм и разъяснили им суть нововведений, предоставив возможность заранее выяснить все интересующие моменты и своевременно устранить нарушения в работе, если таковые имеются. Что касается заявленных требований и Закона как такового, то ничего шокирующего, принципиально нового и трудновыполнимого предприниматели для себя не открыли. Всем ясно, что медицинское освидетельствование водителей и технический осмотр автомобилей перед выходом на линию - это совершенно справедливое и необходимое с точки зрения безопасности требование. Не менее чем трехлетний стаж водителя такси - это, безусловно, несколько ужесточающий момент, но вполне резонный, поскольку перевозка пассажиров - это очень ответственное, требующее опыта дело. Экипировка и оснащение машины необходимыми документами (путевым листом, реквизитами фирмы, рациями, графическим элементом) - тоже не Бог весть какая сложность. Разве что могут возникнуть некоторые заминки с наемными машинами - мало кому из владельцев авто хочется "украшать" свою "ласточку" яркими шашечками...

Словом, особой проблемы с соблюдением законности у фрахтовщиков (ИП, занимающихся таксистским бизнесом), по предположениям сотрудников ГИБДД, не должно было возникнуть. Да, собственно, и не возникло. Единственная трудность - срок для приведения всего в соответствие был небольшой, некоторые просто не успевали "перестроить" рабочий процесс и изобразить на кузове требуемую композицию...

Тем не менее, как сообщил нам временно исполняющий обязанности начальника ГИБДД Николай Фомин, в период с 15 мая на индивидуальных предпринимателей было составлено три протокола по поводу выявленных административных нарушений по статье 10.4. У одного водителя, работающего в такси, не имелось трехлетнего стажа, у двоих на автомобилях отсутствовала цветографическая схема. Штраф - 10 тысяч рублей. Меньше - никак. Для большинства сельских ИП, занимающихся пассажирскими перевозками, это весьма разорительно. Случись повторное нарушение - бизнес можно закрывать. А учитывая, что на дороге - примерно как в больнице (при желании любой доктор найдет у, казалось бы, абсолютно здорового пациента какое-то отклонение), нарваться на неприятности можно очень даже легко. "Возможно, оно и к лучшему, - говорит один из местных фрахтовщиков, которого мы попросили высказать свое мнение по поводу происходящего, - конкуренция в нашем бизнесе достаточно высока, и ситуация может сложиться таким образом, что на рынке пассажирских перевозок останутся лишь те фирмы, кто сильнее, крупнее, законопослушнее. Пусть их будет меньше, но качество оказываемых услуг заметно повысится..." "Знаю точно, что из-за новых требований к стажу многие парни вынуждены были распрощаться с работой и просто лишились источника доходов, - комментирует новые порядки знакомый таксист, - водитель с солидным стажем и так легко найдет себе рабочее место, а вот для молодых людей, студентов или безработных до недавнего времени такси было едва ли не единственной возможностью устроиться..." Да, малоопытный человек, сидящий за баранкой легкового авто, не самая приятная перспектива для пассажира. Но если посмотреть с другой стороны, ужесточение требований не обеспечит никакого повышения качества, ответственности и безопасности. По той простой причине, что наведение порядка в легальном бизнесе повлечет за собой рост числа перевозчиков, работающих незаконно, а значит, не попадающих под действие областного закона. А зачем регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если проще оставаться физическим лицом? Ни тебе стажа, ни медицинского освидетельствования, ни проверки перед началом смены, ни манипуляций с шашечками и путевыми листами - красота. Могут, конечно, наказать за нелегальный бизнес, но кто будет по этому поводу "заморачиваться" - хлопотно, труднодоказуемо, а у налоговых органов и без того дел хватает. Вот и получается, что таксофирмы теряют сотрудников, которые либо сами уходят в свободное плавание, либо их вынуждает это сделать несоответствие требованиям. И что делать? "Работать и соблюдать требования, - пытается бодриться один из предпринимателей. - Только закон должен распространяться на всех перевозчиков без исключения, потому что неравные условия, которые существуют на сегодняшний день, приведут не к ожидаемому порядку, а к еще большей анархии..."