По праву памяти живой

Накануне праздника мы встретились с некоторыми из тех пожилых людей, чьи пожелания и просьбы не остались без ответа, кому пусть не на много, но удалось облегчить жизнь. На страницах газеты мы не раз упоминали о благотворительной помощи, выделенной району ОАО "Томскнефть" ВНК. В администрации района было решено направить эти денежные средства на улучшение жилищных условий фронтовиков и вдов участников Великой Отечественной войны. Согласно распоряжению главы района 455 тысяч рублей были перечислены на внебюджетный счет Каргасокского сельского поселения. И в начале августа по итогам конкурса с МУП "Каргасокское ЖЭУ" был подписан контракт на выполнение работ по частичному ремонту жилья и строительству хозпостроек ветеранам и вдовам, от которых в Совет ветеранов поступили заявления с просьбой оказать помощь. В конце прошлой недели начальник ЖЭУ Сергей Молгачев сообщил нам, что уже в понедельник эти работы будут завершены - бригада заканчивает ремонт последнего объекта, жилого дома, расположенного по улице Гоголя, 21. В целом в Каргаске благодаря средствам, полученным от нефтяников, получили поддержку одиннадцать человек. По словам Сергея Николаевича, в течение месяца рабочие проложили в общей сложности 25 метров тротуара, установили шесть пластиковых окон, отремонтировали две кровли, построили два крыльца, баню, дровенник, заменили полы в двух квартирах. Это большое дело и огромное подспорье для пожилых людей, практически каждый из которых уже перешагнул восьмидесятилетний рубеж.

"Ну и как вам пробежалось по новому тротуару?" - такими словами встретил меня ветеран Великой Отечественной войны Гавриил Иванович Чеботарев. Ходить дедушке восьмидесяти двух лет тяжело, но он, опираясь на палочки, вышел на крыльцо, чтобы лично показать мне новую баню, которую закончили строить на прошлой неделе. Крепкая, добротная, и предбанник имеется, и тротуар вокруг постройки - все как положено. Осталось только слив сделать и полы внутри настелить - ну этим уже сын займется, когда с вахты приедет. К зиме пенсионеры планируют, выражаясь языком строителей, сдать объект самим себе в эксплуатацию. В том, что новая баня пришлась ко двору как нельзя кстати, даже сомнений не возникает. Достаточно посмотреть на ту "развалюху", что скособочилась в глубине усадьбы, и вместе с хозяевами поудивляться: как же она до сих пор не рухнула. "Так и боялись, - рассказывает жена Гавриила Ивановича Елена Павловна, - сидишь, моешься и думаешь, что вот-вот потолок на голову свалится - сегодня, слава Богу, не упал, так завтра упадет..." "Во время войны-то, наверное, приходилось жить в еще более худших условиях?" - интересуюсь у супругов Чеботаревых. "А, тогда баня не нужна была, не мылись", - смеется ветеран. "Как это?" - удивляюсь. "Да шучу, а вообще, там где я жил, в Ростовской области, баня была как наша старая, нисколько не лучше...", - отвечает. "А мы в Канаскино и вовсе на крышах жили, потому что затопляло водой все время, - добавляет к воспоминаниям Елена Павловна. - А все-таки большое спасибо за новую баньку, мы очень довольны.

А то, что мусор здесь кое-какой остался, вы на это внимание не обращайте, это ерунда, уберем, главное - такое дело сделали. Не забывают про нас. В позапрошлом году крышу отремонтировали, в прошлом - туалет построили, теперь вот баню...Что нам еще надо!"

Вдове участника войны, труженице тыла Анфузе Степановне Фатеевой 3 сентября исполнилось 92 года. А как раз накануне дня рождения бабушке сделали подарок - проложили тротуар внутри усадьбы, которого они с дочерью с нетерпением ждали все лето - заявление с такой просьбой написали в Совет ветеранов еще в мае. Дочь Тамара Федоровна Кочеткова забрала маму к себе шесть лет назад, чтобы легче было ухаживать за пожилой женщиной. Рассказывает, что новый широкий тротуар - это как раз то, что нужно для передвижения на инвалидной коляске. Раньше вывозить бабушку погулять было целой проблемой. Старый тротуар совсем сгнил, да и узкий он был слишком. Пытались надставлять, но все равно получалось неровно, к тому же ветхий пиломатериал проваливался под тяжестью... Теперь - совсем другое дело. "Мы очень довольны, - говорит Тамара Федоровна. - Жаль, правда, что в этом году уже, наверное, не получится часто выезжать с мамой на прогулку - холодно уже, много одежды нужно надевать, пальто, плед, но все равно будем стараться выходить. А вот следующим летом мы уж точно дома сидеть не будем, и, думаю, еще не один раз вспомним добрым словом тех, кто оказал нам такую помощь... А еще несколько слов хочу сказать про свою маму: сколько ей пришлось всего пережить, сколько горя перенести ее поколению. Мы, дети, благодарны за то, что, несмотря на все трудности, нас шестерых вырастили, всех воспитали, всех выучили, всем дали путевку в жизнь. Низкий поклон нашим родителям, фронтовикам и великим труженикам..."

А вот наша третья героиня, Валентина Григорьевна Сивкова, тоже труженица тыла, десять лет назад похоронившая мужа фронтовика, неунывающая, активная и бодрая, несмотря на свой заслуживающий уважения возраст (5 мая отметила 80-летний юбилей), как-то сразу и не поняла действий строителей, которые пришли ремонтировать крышу ее домика. "Пойдемте, посмотрите, - бабушка повела меня на балкон хозяйственной пристройки, с которого хорошо виден фронт работ. - Вот мне какую крышу сделали! Я-то думаю: сейчас покроют веранду, я сяду и в газетку напишу - поблагодарю за оказанную помощь. Ведь сколько лет я маялась, без конца замазывала стены и потолок, потому что протекало все. Слава Богу, думаю, закончилось мое мучение, раньше после дождика сыро было, теперь не будет... А тут смотрю - крышу-то покрыли, а веранду оставили, которая, в основном, и протекает. Собрали железо, погрузили и уехали. Мне еще сказали, мол, что это весь дом у вас с пристройками. А как без них? Это я сейчас одна живу, а раньше? Здесь шестеро внуков моих родились и выросли, а большую квартиру-то кто мне даст, вот и пристраивали к дому дополнительные комнаты, и кухня тоже пристроена..." Мы заверили бабушку, что вопрос с верандой практически уже решен, обещают покрыть, не бросят в беде Валентину Григорьевну. Уж чего-чего, а заботы и внимания она заслужила, как и ее ровесники, те, кто еще будучи детьми испытали нужду и голод, с 13-летнего возраста уже начали работать, трудились в годы войны и поднимали хозяйство в мирное послевоенное время. Им, этим ветеранам, не так уж много и нужно, да и не просили бы они, если бы могли все сделать сами. Грех не посодействовать, тем более, что есть руководители, для которых благотворительность и поддержка социальных программ являются традицией, делом чести, и, что особенно приятно сознавать, претворяются в реальную помощь конкретным людям.