Сфера услуг: под прицелом

Если взять за основу данную концепцию, то можно утверждать, что жители Каргасокского сельского поселения, к примеру, в сферу услуг за много-много лет "играть" досконально хорошо еще так и не научились. Это утверждение основано на результатах социологического опроса.

И дело вовсе не в том, что нет потребности в расширении сферы бытовых услуг. Напротив, она существует. Тем более не логично получается!.. Спрос, который по всем существующим экономическим правилам рождает предложение, есть, а предложений не поступает! Такой расклад мировой "рынок" вряд ли способен понять!.. Он живет в любви и согласии с другими реалиями, в которых за спросом в обязательном порядке молниеносно следует предложение.

К чему все эти пространные рассуждения? Спросите вы. Да к тому, что каждый человек, в том числе и тот, который проживает на территории Каргасокского сельского поселения, причем в любой его части, практически каждодневно нуждается в помощи со стороны профессионалов, оказывающих самые разные услуги. Сломался телевизор или компьютер - их нужно починить, возникла идея изменить привычный стиль - требуются услуги косметолога или парикмахера, прохудилась пара любимых зимних сапог - в этом случае тоже не обойтись без посторонней помощи...

Насколько широка и полновесна каргасокская сфера услуг? Соответствует ли ее охват запросам и желаниям населения? Для того чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, специалисты автономной некоммерческой организации "Центр развития сельского предпринимательства" провели социологическое исследование. В качестве респондентов в опросе участвовали жители районного центра, а также всех близлежащих населенных пунктов, входящих в состав поселения. Каковы же результаты?

Начнем с самого "вкусненького", с мнения тех людей, которые проживают за пределами села Каргасок. Сферы бытовых услуг в Павлово, Пашне, Лозунге, Бондарке и на Пятом километре не существует в принципе. Подстричься, набить набойки на каблуки... жители этих населенных пунктов могут либо в домашних условиях, либо в районном центре. Выбор невелик. И тем не менее, других альтернатив на сегодняшний день нет!..

А бытовыми услугами люди все равно пользуются. Какими из них чаще всего?

Первое место в рейтинге приоритетов некаргасокскими респондентами было отдано цирюльням. И это не удивительно. Ведь желание сделать стрижку - вовсе не излишество, а необходимость. С нею лицом к лицу каждый из нас сталкивается один раз в месяц, не реже. Кроме того, жители Павлово, Пашни, Лозунги, Бондарки и Пятого километра не могут обойтись без услуг фотоателье, пунктов по техническому обслуживанию бытовой техники, ремонту обуви. Это, без преувеличения, самые кричащие позиции. Наступят ли когда-нибудь времена, когда в нашей сибирской глубинке спрос в конце-концов родит предложение, и за элементарными услугами не нужно будет ездить до районного центра и обратно? Большой вопрос!..

Кстати, судя по результатам социологического опроса, ситуацию, сложившуюся в районном центре, тоже не назовешь безоблачной. Да, бытовые услуги в Каргаске оказывают. Но их перечень, с позиций сегодняшнего дня и насущных запросов населения, нельзя считать полным. Только подумайте, в районном центре, на территории которого проживают 7 тысяч 831 человек, практически не предоставляют услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники (от авт.: а ведь наши домовладения набиты ею буквально до отказа!). Этой услугой с превеликим удовольствием воспользовались бы 64 процента респондентов (в ходе социологического исследования были опрошены 160 жителей Каргаска, среди них - мужчины и женщины разных возрастов и специальностей). Нет в наших краях химчисток (их открытия ждут более 60 процентов от общего числа опрошенных), а также мастерских по ремонту и изготовлению мебели (такими услугами хотели бы воспользоваться 40 процентов респондентов).

Справедливости ради нужно отметить, что в таком большом населенном пункте, как Каргасок, все плохо быть не может. Позитив есть. Причем, железный! Парикмахерских в районном центре много (от авт.: в настоящий момент в Каргаске насчитывается не менее 17 парикмахеров). На нехватку ритуальных и обрядовых услуг никто не жалуется. Фотоателье работает. Ремонт и строительство жилья, а также надворных построек - вполне доступны (от авт.: такую услугу оказывают 9 предпринимателей).

К слову, качество бытовых услуг респондентов вполне устраивает. Оценку "неудовлетворительно" парикмахерам, сапожникам, строителям и всем другим специалистам, занятым в сфере бытового обслуживания населения, "влепили" лишь 9 процентов каргасокцев, принявших участие в социологическом опросе.

Чем по-настоящему не довольны жители райцентра, так это ассортиментом имеющихся в наличии услуг. Его нужно расширять. Такого мнения придерживаются 52 процента от общего числа опрошенных.

Да, сфера услуг - сложная игра!.. Для того чтобы играть в нее, правила нужно знать. И как "дважды два" усвоить, что законов, по которым живет цивилизованный "рынок" (от авт.: имеются в виду "спрос" и "предложение"), никто не отменял.