Требуется режим экономии

Недавно в Каргасокском районе с двухдневным рабочим визитом побывали первый заместитель губернатора Томской области Сергей Точилин и начальник областного департамента общего образования Леонид Глок. Они осмотрели пять наших ветхих деревянных школ, нуждающихся в ремонте или более основательной реконструкции, т. е. строительстве. Будут ли они включены в областную программу, направленную на обновление деревянных зданий образовательных учреждений, все еще не известно. Прежде членам рабочей группы предстоит посетить и дать свое заключение относительно 31 школы из числа тех, что расположены в разных сельских районах Томской области. А вот высказывание мнения о том, что площади в наших периферийных храмах знаний великоваты, не заставило себя долго ждать.

- Все школы, которые мы посетили, - Сосновская, Новоюгинская, Староюгинская, Среднетымская и Тымская - рассчитаны на сто, двести учащихся, - отметил глава Каргасокского района Анатолий Рожков. - А самое максимальное количество школьников в настоящий момент обучается в Молодежном. Там насчитывается 98 учеников. При этом сама школа могла бы вместить в своих стенах в три раза больше детей. Неэффективное использование бюджетных средств, что называется, на лицо. Замечания, высказанные первым заместителем губернатора Томской области Сергеем Борисовичем Точилиным и начальником областного департамента общего образования Леонидом Эдуардовичем Глоком, можно считать вполне обоснованными.

По официальным данным, один ученик из Каргасокского района обходится муниципальному и областному бюджетам от 47 до 178 тысяч в год. Минимальные расходы несет Каргасокская первая школа, а максимальные - Киевское образовательное учреждение, которое относится к числу "малокомплекток". Арифметика бюджетных затрат предельно проста: чем больше детей учится в школе, тем меньше годовые расходы на содержание каждого из них. И наоборот.

Лицензионная наполняемость всех школ Каргасокского района составляет более пяти тысяч человек. А фактически в них на сегодняшний день обучаются меньше трех тысяч школьников. По словам начальника Управления образования, опеки и попечительства Любови Илгиной, проблема наполняемости образовательных учреждений стоит очень остро. К примеру, сейчас за школьными партами азы различных наук и дисциплин познают на 372 ученика меньше, чем в 2006 году.

По самым оптимистичным прогнозам, с "минуса" на "плюс" ситуация в районной системе образования, которая в настоящий момент испытывает острую нехватку учеников, изменится к 2012 году. А пока следует серьезно подумать над тем, как сократить бюджетные расходы на содержание образовательных учреждений. В Управлении образования, опеки и попечительства разработали перспективный план экономии средств. Он должен быть реализован в трех направлениях. Во-первых, необходимо привести в соответствие численность учителей и учеников, другими словами - педагогов в некоторых школах должно стать меньше. Во-вторых, нужно наладить конструктивный диалог с предприятиями ЖКХ, потому что есть населенные пункты, и их не мало, в которых тарифы на жилищно-коммунальные услуги непомерно велики. И наконец, в-третьих, не избежать сокращения излишних школьных площадей, а это, по мнению специалистов Управления образования, в большинстве случаев возможно только после проведения капитального ремонта или завершения строительства новых зданий. Примеры сокращения площадей и соответственно расходов на содержание образовательных учреждений в районе уже имеются.

- Неплохой экономический эффект мы надеемся получить в Неготке, - подчеркнула Любовь Илгина. - До переезда в новое здание общая площадь детского сада и школы составляла 933 квадратных метра. Сейчас Неготский образовательный комплекс, в состав которого входят и дошкольное учреждение, и школа, размещается на 753 квадратах. Следовательно, платежи за коммунальные услуги должны сократиться. В будущем такой же опыт объединения двух образовательных учреждений под одной общей крышей можно было бы применить в Новоюгино, Староюгино и Молодежном.

Представители органов муниципальной исполнительной власти и Управления образования считают, что необходимость в реализации всех перечисленных выше мероприятий, направленных на сокращение бюджетных расходов, назрела достаточно остро.

- На последнем собрании областной думы, - констатировал Анатолий Рожков, - внесены существенные изменения в закон об образовании. Начиная с 1 апреля текущего года, субвенции из областного бюджета для обеспечения функционирования образовательных учреждений будут поступать в сельские районы в зависимости от численности учащихся. Тот же самый принцип применяется уже на протяжении нескольких последних лет. Но внутри района допускалось перераспределение поступивших средств между маленькими и большими школами. Внесенные в закон Томской области изменения категорически запрещают это делать. Мы понимаем, что в данной ситуации пострадают маленькие школы, где число обучающихся не превышает 30 человек. К слову сказать, депутаты, понимая то, что малокомплекные школы автоматически попадают в сложное финансовое положение, предусмотрели увеличение субвенций для "малокомплекток" на 20 процентов. Основываясь на проведенном органами муниципальной исполнительной власти анализе могу отметить, что этих 20 процентов нашим малокомплектным школам будет катастрофически недостаточно. Как поступать в данной ситуации? Трудно ответить на этот вопрос. На встрече с председателем бюджетного комитета областной думы мною была озвучена данная проблема. Ситуация на сегодняшний день такова: областные парламентарии планируют понаблюдать за всем происходящим два-три месяца, чтобы потом внести коррективы в принятое решение, но только в том случае, если в этом будет необходимость.