В поисках минувших времен

В поисках минувших времен

Когда юный  Золтон поступал в один из старейших венгерских университетов города Пешт, он и предположить не мог, что буквально через несколько лет окажется за тысячи километров от дома на охотничьих угодьях в бывшей хантыйской деревне Озерное на берегу озера Тух Энтор, и что в далекой сибирской глубинке у него появятся близкие друзья.  Он сам не понял, как и в связи с чем  обширный круг его интересов замкнулся на изучении хантов, одного из малочисленных коренных народов Севера. Этнограф говорит, что этой темой, ставшей для него главным делом жизни, увлекся случайно, хотя признает, что таких случайностей не бывает...

"Мне всегда были интересны люди, я люблю общаться с ними, смотреть, как они живут,  узнавать, что думают о жизни, о мире, - делится наш гость из Венгрии, - для этнографа главное - понимать другого человека, думаю, что это намного интереснее, чем просто языкознание..." Почему именно ханты? Потому что по происхождению ханты теснейшим образом связана с венграми, у этих народов общие корни и тесная языковая связь (самый близкий язык к венгерскому - хантыйский). Конечно, сегодня они уже не понимают друг друга, ведь с тех пор, когда их предки жили вместе, прошло три тысячи лет. У них мало осталось общего, и даже в 19 веке жизнь местных хантов значительно отличалась от жизни венгров (предки Золтона занимались, в основном, земледелием, а представители северных народов охотились и ловили рыбу). Но все же ханты с венграми - родственные народы, и интересуют они ученого, прежде всего, в плане отношения к окружающему миру, образа мыслей, самоидентификации...

Впервые на томскую землю Золтон Надь ступил в 1992 году, будучи еще студентом. Тогда он побывал в Новом Васюгане, где познакомился и подружился с семьей Милимовых.  Сейчас он уже не учится в университете, а работает в нем, преподает на кафедре этнографии и культурной антропологии, занимается научной работой. За 20 прошедших с первого визита лет  он приезжал в Каргасокский район  уже несколько раз, а в 1998 году вообще прожил здесь семь месяцев, и Милимовы всегда принимали его как родного... Золтон очень тепло о них отзывается, говорит как о своей второй семье, а о Каргасокском районе, как о своей второй родине...

Сначала ученого больше интересовали сами ханты, их жизнь, отношения с русскими, затем он занялся изучением населенных пунктов, историей поселков района. А спустя еще несколько лет вплотную подошел к теме репрессий и спецпереселения, поскольку жизнь и судьбу жителей Васюганья просто невозможно узнать без понимания тех исторических процессов, которые происходили на этой земле. Ведь ханты, как и другие коренные народы, жили рядом со спецпереселенцами, были тесно связаны друг с другом... Четыре года назад, в очередной раз посетив  Каргасокский район, Золтон познакомился с проектом "Прощение и память". В ходе нынешней поездки он посетил Нарымский музей политической ссылки, побывал в краеведческом музее школы №1, поработал в библиотеке, просмотрел материалы в архиве. Кроме того, он  съездил в Староюгино, Новоюгино, Мыльджино, где знакомился и общался с разными людьми, фотографировал, записывал воспоминания старейших жителей.

Результатом этой работы будут новые статьи, возможно, и новые книги. Одна, кстати, недавно издана на русском языке.  Это научный труд, называется "Васюганские ханты. Изменение религиозной системы в XIX - XXI веках". На вопрос: "Интересна ли на его родине кому-нибудь эта работа?", - Золтон отвечает: "Конечно, и очень многим. Интерес к Сибири связан, прежде всего, с общими корнями, историей происхождения венгерского народа. Когда мы сделали выставку, посвященную хантыйской культуре, на ней было очень много посетителей.  Потом вместе с моими друзьями и коллегами из Томских университетов мы организовали эту выставку для Томского Краеведческого музея. Она называлась "Жизнь озерных людей", ее возили в Колпашево, Асино, другие районы. Очень интересно было посмотреть, как местные люди относятся к моему видению их мира..." Любопытно, в свою очередь, было и мне узнать: "Каково же это видение нашей жизни, взгляд, так сказать, со стороны?" "Неоднозначное. Тяжело сегодня с традиционными занятиями: охотой, рыболовством, сбором дикоросов. Большие проблемы возникают из-за пожаров, из-за газовых и нефтяных месторождений. Мне кажется, нужна какая-то поддержка, особенно коренным народам. Хорошо было бы, если бы люди объединялись в общины, но сами они это сделать не смогут, потому что нужно много бумаг оформлять, нужны большие средства на приобретение техники, без которой большими промыслами заниматься невозможно... С другой стороны, время идет вперед, жизнь не стоит на месте. Если 20 лет назад Каргасок больше был похож на деревню, то сегодня так не скажешь. Красивый уютный городок, много  строительства, хорошие дома, дороги. То есть  в вашем районе есть развитие. Это чувствуется..."

Из старинного рода Пернянгиных

Во время встречи с жительницей Каргаска Октябриной Богатыренко, представительницей старинного рода Пернянгиных, основателей хантыйской деревни Пернянгино, что стояла на берегу таежной речки Нюрольки, Золтон Надь передал ей письмо из Венгерского министерства обороны, отдела, занимающегося опекой над воинскими захоронениями времен Великой Отечественной войны.

По запросу было найдено место, где похоронены братья Октябрины Федотовны -  Василий и Павел. Они, как выяснилось, погибли в один день, хотя находились в сорока километрах друг от друга.  Золтон  привез также фотографии Мемориала на братской могиле, расположенной в местечке неподалеку от озера Балатон. В списках имен русских воинов-освободителей, погибших на территории Венгрии в годы победного шествия Красной Армии по Европе, значатся имена наших земляков, коренных жителей сибирской тайги Пернянгиных...