Вопрос - на губернаторском сайте, ответ - в районной газете

В части исполнения полномочий по содержанию дорог внутри населенного пункта, именуется который Каргаском, действительно существуют серьезные проблемы... финансовые, естественно. Органы местного самоуправления готовы сегодня и грейдировать, и ремонтировать, и строить, но, как говорится, "сколько денег - столько песен".

Основная суть денежной проблемы кроется глубоко. В двух словах всего не объяснишь. Однако, если народ интересуется, попытаться это сделать все-таки стоит. Итак, в течение ряда последних лет администрации всех сельских поселений, расположенных на территории Томской области, получали из областного бюджета целевые субвенции на содержание дорог местного значения. Причем данные финансовые обязательства для субъекта Федерации носят исключительно добровольный характер. Другими словами - если консолидированный областной бюджет располагает финансовыми ресурсами, то помощь поселениям оказывается. А на нет, как известно, и суда нет. В настоящий момент сложилась именно такая ситуация...

Без малого две недели назад депутаты Государственной Думы Томской области приняли решение о сокращении расходной части областного бюджета на 2,5 миллиарда рублей. Это уже второе за текущий год серьезное сокращение расходов. Данная мера вполне обоснованна: в стране разгулялся экономический кризис. План по сбору доходов по итогам прошедшего финансового периода исполнить не удалось. Значительно сократились поступления в виде налога на прибыль. Основным его плательщиком на территории нашего региона являются предприятия нефтегазового комплекса, а они сегодня переживают не лучшие времена. Так откуда же прибыли взяться?..

Очередной областной секвестр коснулся многих бюджетных статей. Особенно больно он ударил по дорожному хозяйству как местного, так и областного значения. "Будут серьезно сокращены, и они уже подвергались сокращению прежде, расходы на содержание дорог областного значения, - поясняет глава Каргасокского района Анатолий Рожков. - Принято окончательное решение о реорганизации всех ДРСУ, осуществляющих свою деятельность на территории региона. Скорее всего, они будут объединены по кустовому принципу. Наше дорожное предприятие войдет в состав северного подразделения, наряду с колпашевским, парабельским и дорожниками из Чажемто. Это решение принималось очень непросто. В стадии обсуждения оно находилось не менее полугода. Но нужно понимать, что в сложившейся финансовой ситуации средств на содержание шестнадцати ДРСУ в Томской области нет".

А теперь о дорогах наших, внутрипоселковых. На их содержание, к примеру, в Каргасокском сельском поселении финансовые ресурсы иссякли целиком и полностью. Более того, за уже выполненные работы органы местного самоуправления задолжали подрядным организациям более полумиллиона рублей. Как рассчитываться будут? Откажутся от благоустроительных работ (строительства тротуаров, штакетной ограды и т. д.). Другого выхода у местной власти, наверное, нет.

А дальше что? На этот вопрос отвечает глава Каргасокского района Анатолий Рожков: "Поступлений из областного бюджета на содержание дорог теперь уже и не ждем. Ведь когда средств в областном бюджете едва хватает на исполнение первоочередных расходных обязательств, о финансировании тех, которые относятся к числу добровольных, и речи быть не может. Пытаемся решать проблему на местном уровне в меру своих финансовых сил, а они тоже весьма ограничены. Во всех поселениях района тылы по содержанию дорог в зимнее время более или менее закрыты. Средств там немного, но они все-таки есть. Острее всего проблема стоит в Каргаске. Будем помогать.

Планируем перекроить районный бюджет и выделить Каргасокскому сельскому поселению на зимнее содержание дорог не менее 1,6 миллионов рублей. Другого решения проблемы не вижу.

Понимаю, что основное финансовое бремя сегодня легло на плечи муниципальной власти. Но понимаю также и то, что областной бюджет идет на сокращение расходов такого характера только для того, чтобы в полном объеме и своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы. Если поставить на одну чашу весов оплату труда, а на другую - грейдирование дорог, каждый человек, не только представитель органов власти, сможет безошибочно предположить, на чьей стороне в конечном итоге будет перевес".

Дороги областного значения... Дороги внутрипоселковые... А ведь в Каргасокском районе есть и другие дороги - зимники. Их строительство во все предыдущие годы на паритетных началах финансировали область и район. В связи с экономическими трудностями муниципальная власть остается один на один с важным сезонным строительством. "И к этой ситуации начинаем готовиться уже сегодня, - подчеркнул Анатолий Рожков. - Жителям отдаленных населенных пунктов без зимников не обойтись. Хорошо знаем это. Поэтому нужно будет изыскать в районной казне еще не менее 2,5 миллионов рублей. Приблизительно такая сумма потребуется на строительство и на содержание зимних дорог".

Подвести бы какой-нибудь итог, закруглить и закольцевать дорожную тему... Но кроме того, что дорогие у нас, в Сибири, дороги, очень дорогие, больше ничего в голову не приходит... Остается только развести руками и посетовать на набивший оскомину кризис.