Гарантированное будущее

Педагогический коллектив Каргасокского профессионального училища №22 старается идти в ногу со временем. На выбор ребят, как правило, предоставляются только те профессии, которые востребованы на региональном рынке труда. Ведь без оглядки, впустую учить - значит, не позаботиться о безбедной жизни для своих учащихся. И это во-первых. А во-вторых, администрация ПУ-22 усиленно налаживает сотрудничество с потенциальными работодателями. Тем самым обеспечивая своих учащихся сначала местами для прохождения практики, а уж потом и постоянной работой.

Одним из надежных партнеров в этом направлении на протяжении ряда последних лет является Томская судоходная компания.

Совсем недавно в Каргаске, а точнее - в Каргасокском профессиональном училище №22, с рабочим визитом побывал заместитель генерального директора Томской судоходной компании Анатолий Орлов. Миссия на его плечи была возложена исключительно приятная. Анатолию Алексеевичу предстояло от лица руководства судоходной компании поблагодарить наших парней, успешно отработавших на флоте прошлую навигацию, и вручить им почетные грамоты. Кстати, к грамотам прилагалось еще и кое-что посущественнее. На банковские карточки рулевых мотористов были перечислены приличные денежные премии. "Работали, надо сказать, ваши ребята замечательно, - сказал на торжественной линейке, на которой собрались практически все учащиеся и педагоги ПУ-22, Анатолий Орлов. - Командиры отзываются о них, как о нормальных, хорошо подготовленных и трудолюбивых работниках".

Среди награжденных грамотой был учащийся третьего курса Николай Якунин. В судоходной компании парень проходил производственную практику две навигации подряд. Он всем доволен. О судоходной компании отзывается, как о социально ответственном работодателе. "Столько нового для себя открыл, - говорит Николай. - Нисколько не пожалел, что выбрал именно эту специальность. Жильем на время практики мы были обеспечены. Зарплату нам платили. Словом, все было отлично".

По окончании училища Коля, так же как и подавляющее большинство его сокурсников, планирует устроиться на работу в Томскую судоходную компанию. И это не мечта, а вполне исполнимое желание, потому что наши парни в компании на хорошем счету. "Мы работаем еще с училищем №4, - рассказывает Анатолий Алексеевич. - Оно расположено рядом с Томском, на расстоянии 40 километров. Если анализировать ситуацию, а мы этим занимаемся ежегодно, можно сказать, что где-то 90 процентов именно ваших каргасокских юношей, а не выпускников из Моряковки, остаются у нас работать. Некоторые ребята уже "выросли" до командиров. С горожанами и с теми, кто живет в пригороде, вообще все сложно. Они находятся в постоянном поиске. Многие на одном месте долго не задерживаются. Например, учим ребят по специальности "Крановщики портальных кранов", а они через некоторое время на стройку уходят. Немного переучиваются и уходят. Вот поэтому относительно нашего дальнейшего сотрудничества с Каргасокским профессиональным училищем у нас большие планы. Жизнь показала, что теоретическая подготовка у каргасокцев хорошая. Да и к работе они относятся добросовестно".

Учить студентов применению теоретических знаний на практике - задача не из простых. Заместитель генерального директора Томской судоходной компании с этим согласен целиком и полностью. И тем не менее, учить нужно. В этом Анатолий Орлов уверен на все сто процентов: "Я сам 20 с лишним лет отработал капитаном на теплоходе. Да, быть наставником - это очень сложно. Но это и интересно. Интересно учить молодежь, передавать свои знания и опыт. А еще нужно реально оценивать действительность. Готовых специалистов с каждым годом найти все сложнее. Поэтому нужно идти по другому пути. Что мы, в принципе, и делаем несколько последних лет подряд. Берем ребят на практику и готовим их под себя. И если в будущем они остаются у нас, то им уже известна структура компании, флот они хорошо знают, командиров. В общем, полностью готовы к работе".

В ходе последней встречи зам. генерального директора Томской судоходной компании и директор ПУ-22 говорили о планах на будущее. Они - эти планы - грандиозные и, что самое главное, взаимовыгодные. А суть заключается в следующем. Рулевой моторист - профессия сезонная. Поэтому ребятам, которые обучаются по данной специальности, не мешало бы получить еще одну, дополнительную. К примеру, токари и сварщики на флоте в зимний период очень востребованы. После непродолжительных переговоров решили третьекурсников на коммерческой основе обучать еще одной профессии. Все затраты, связанные с обучением, возьмет на себя судоходная компания. В этой ситуации выиграют все без исключения. Профессиональное училище получит дополнительный доход, работодатель - универсальных специалистов, а ребята - круглогодичную работу.

В присутствии представителя службы занятости была озвучена еще одна идея. Она напрямую касается тех наших земляков, которые в настоящий момент являются безработными и стоят в этом качестве на учете в службе занятости. "Мы сейчас работаем с областным департаментом управления государственной собственностью, - поясняет директор Каргасокского ПУ-22 Евгений Былин. - Собираем все необходимые документы для открытия на базе нашего училища представительства учебного комбината "Парус" Томской судоходной компании. Хотим здесь на месте, с привлечением наших педагогов и педагогов из "Паруса", готовить рабочие кадры из числа безработных граждан. Проходить практику обучающиеся будут в судоходной компании. Туда же они смогут трудоустроиться на постоянное место работы в том случае, если успешно сдадут квалификационные экзамены".

Эти планы вполне реальны. Обучение начнется в следующем году. На примете у специалистов Центра занятости населения уже есть один потенциальный студент. "Сможем набрать еще человек 7 или 8, - отметила начальник отдела содействия занятости ЦЗН Анжела Васина. - Вся беда в том, что далеко не каждый безработный гражданин стремится изменить свою жизнь к лучшему. Не все хотят учиться и работать. И тем не менее, немало у нас парней, которые говорят: "Пойдем учиться куда угодно, главное - потом найти работу". И это предложение их обязательно заинтересует".

Так что планы на перспективу у Томской судоходной компании и Каргасокского профессионального училища №22 есть. И это серьезная заявка на сотрудничество. Вот только бы молодые ребята не подвели. Без них все эти планы - пыль. Юноши, желающие работать на флоте, - вершина треугольника, который связывает воедино училище - учащегося - работодателя. Казалось бы, простой алгоритм, но в том - то все и дело, что без каждого их этих звеньев он незамедлительно разрушится.