Иногда они возвращаются...

Купили в магазине дорогостоящую бытовую технику или кухонный гарнитур, заказали пластиковые окна или вызвали сотрудников коммунальной службы... Молитесь, чтобы повезло, чтобы приобретение служило верой и правдой, а услуга оказалась выполнена качественно. Потому что в жизни зачастую все бывает наоборот. И тогда потребители возвращаются. Снова и снова. И возмущаются. И вносят своим "возмутительным" поведением дискомфорт в размеренную жизнь объекта торговли либо сферы услуг. И превращают в ад собственную жизнь. Потому что закон, который с 2004 года регламентирует права потребителей и их защиту, почему-то многим до сих пор не писан. А кому писан, тому не совсем понятен. А кому понятен, тому полномочий в нем не определено...

Жительница восьмиквартирного дома по улице Строителей Елена Борисовна, отправляясь на работу 21 января, даже не предполагала, что и этот день, и все последующие недели обернутся для ее семьи настоящим кошмаром. Началось все с того, что позвонила соседка и "огорошила" известием: к дому подъехала машина для откачки канализации. Удивлению Елены не было предела. Во-первых, никто коммунальщиков для этой цели не вызывал; во-вторых, на улице стоял сорокаградусный мороз... Женщина поспешила домой, но... не успела. К ее приходу все уже случилось. Зайдя в квартиру, хозяйка буквально окунулась в нечистоты, которыми полностью были залиты туалет, прихожая и кухня. Шерстяные дорожки промокли настолько, что потом их с трудом удалось вытащить из дома. Естественно, что канализационные отходы просочились в подпол, ими пропитался весь пол, сделанный из ДСП, в туалете отвалилась плитка, а главное, запах... Что случилось с техникой, которая вместо того, чтобы откачать фекалии из емкости, наоборот, закачала их в квартиру? Водитель сам не понял: то ли в насосе что-то не так сработало, то ли не та задвижка открылась, то ли из-за мороза технику заклинило... Ведь, по его словам, он в этот день вообще не хотел ехать, и вроде бы даже путевку ему не хотели подписывать... Так или иначе, пожинать плоды вожделенных "удобств" до сих пор приходится хозяевам. Елена весь день звонила в ТВК. К вечеру объявились его представители для осмотра места происшествия. Обещали с утра прислать людей. Не дождавшись их, хозяева закупили кучу моющих-дезинфицирующих средств и взялись за уборку. В резиновых сапогах и перчатках, с трудом преодолевая приступы тошноты и рвоты, проклиная все и вся, вымывали нечистоты из квартиры. Впоследствии в качестве отступного пострадавшие получили от коммунальной службы пятьсот рублей (за уборку) и по триста рублей за каждую испорченную дорожку. Соседи, которых тоже залило, посчитали на этом свой ущерб восполненным. Елена Борисовна категорически не согласна. В Роспотребнадзоре, куда она обратилась за советом, были удивлены как действиями коммунальщиков в данной ситуации, так и размером возмещения убытков. И в квартире санитарные медики побывали. Но конкретные решения, в том числе и по необходимости проведения экспертизы по данному делу может вынести только суд, куда и намерены обратиться жертвы цивилизации...

Как пояснил главный санитарный врач района Валерий Коновалов, с 2005 года обязанность по осуществлению защиты прав потребителей в Каргасокском районе вменена территориальному отделению Роспотребнадзора. С 2006 года люди пошли сюда с жалобами на торговлю некачественными продуктами питания. За год - 22 обращения.

В 2007 году на столах санитарных медиков появились заявления (их уже 46) с просьбой решить проблемы, связанные с ненадлежащим качеством коммунальных услуг, общественного питания, приобретаемой одежды, обуви, бытовой техники. В 2008 году зарегистрировано 73 жалобы, в том числе 15 - по коммунальным услугам, 13 - по водоснабжению, 20 - по продуктам питания, 6 - по работе детских образовательных учреждений. За два месяца нынешнего года в журнале уже появилось 26 записей. Причем единственное, что имеют право сделать специалисты Роспотребнадзора, это помочь составить претензию. Ну и, конечно, если имеется конкретное заявление, произвести проверку торговой точки на предмет соблюдения санитарных норм и правил торговли. Возможно, поэтому практически не возникает проблем с некачественными продуктами питания.

Потребителю, как правило, удается решить вопрос о замене товара или возврате денег, что называется, не отходя от кассы. Кому же захочется "провоцировать" контролирующие инстанции и платить штрафы за нарушения, которые, как известно, при проверке всегда найдутся... За примером далеко ходить не надо.

В канун новогодних праздников, а точнее, 27 декабря жительница Каргаска Наталья И. решила сделать близким приятное и купила в магазине "Восход" красивый торт. Водрузив лакомство на праздничный стол и порезав его на куски, она обнаружила, что аппетитное кондитерское изделие, стоящее к тому же недешево, содержит в себе незаявленный ингредиент - плесень. Разочарованная потребительница обратилась в магазин с претензией на некачественный товар. Ей заявили, что она сама испортила продукт, и отказались от предметного разговора. Специалисты Роспотребнадзора, к которым Наталья обратилась с заявлением, 10 января произвели в магазине "Восход" проверку и обнаружили на прилавках продукты (в том числе и торты) с истекшим сроком годности. Деньги возмутившейся покупательнице вернули, а потому отделались предупреждением. По словам Надежды Гребневой, специалиста Роспотребнадзора, нарушения в этой торговой точке были выявлены не в первый раз, и на работников ИП ранее неоднократно налагались административные взыскания...

А вот с "олигархией" местной торгово-предпринимательской сети все далеко не так просто. Приобретение вентилятора, пылесоса, установка стеклопакетов или железной двери означают возникновение между покупателем и продавцом имущественных отношений, решать которые в случае конфликта имеет право только суд.

И судятся. Причем, годами. Предприниматели и потребители, в обычной жизни являясь односельчанами, соседями, знакомыми, родственниками, выясняют отношения, ведут себя как заклятые враги, хотя прекрасно понимают, что друг без друга им никак не обойтись... Ведь кухонные гарнитуры кто-то должен покупать. И пусть потом независимая экспертиза обойдется потребителю, который пытается доказать, что товар был некачественным, на порядок больше стоимости мебели... И пусть заказчики стеклопакетов несколько лет доказывают, что окна "плачут" и стены плесневеют не по их вине. Зато большинство клиентов не захотят "связываться" и портить себе нервы. Жаль только, что таких с каждым годом становится все меньше и меньше...

Руководитель Роспотребнадзора Валерий Коновалов до сих пор не может забыть, казалось бы, банальную, но до глубины души тронувшую его историю, случившуюся в 2008 году. К нему обратились пенсионеры, которые купили в подарок внуку курточку в магазине "Гранд". Вещица (по всей видимости, не очень дорогая) пришла в негодность на следующий же день - сломались застежки. В торговой точке произвести замену либо вернуть деньги категорически отказались. И, с одной стороны, были правы, поскольку гарантия на фурнитуру не распространяется. Но, с другой стороны, сам факт случившегося, отношение к пожилым односельчанам, которым и в голову не могло прийти пощелкать этими заклепками сразу, чтобы они отвалились прямо перед прилавком на глазах у продавца, которые, зная про существование Закона о защите прав потребителя, пришли туда, где надеялись найти какую-то поддержку - это по большому счету, чисто по-человечески, очень и очень несправедливо... И в этой ситуации возникает только одно желание: взять и заплатить самому за ремонт этой злосчастной куртки, только бы не видеть недоумения и обиды в глазах этих людей... Равно как и в ситуации на улице Строителей. По большому-то счету, взяли бы коммунальщики да и прислали к Елене пару мужиков, чтобы отодрали в квартире испорченный пол и заменили. Если по-человечески...

Пусть этот случай с курточкой останется на совести предпринимателей. Как и многие другие. Ведь всем, кто занимается торговлей и оказанием услуг, и так, прямо скажем, нелегко - приходится постоянно держать оборону: зануда-потребитель не желает просто выкладывать деньги и приносить доход (а для чего еще потребитель нужен?), он хочет какой-то гарантии, какого-то качества, какой-то свежести, какого-то комфорта... Хоть стекла пуленепробиваемые ставь - одолели со своими претензиями. Знакомая, гостившая недавно в Германии, рассказывала: приобрели они в магазине DVD-плеер. Из десяти просмотренных дисков один "не пошел". Пошли в торговую точку, где им без вопросов и проблем тут же заменили игрушку на новую. И попросили приходить еще - вдруг дизайн не подойдет или цвет разонравится...

1 июля 2009 года вступает в силу новый Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно комментарию Дмитрия Миронова, помощника прокурора Каргасокского района, он (закон) "...существенно ограничивает полномочия государственных (муниципальных) органов при осуществлении контроля, защищает предпринимателя от неправомочных действий со стороны чиновников и значительно облегчает гражданам первый этап в их предпринимательской деятельности..."

Что ж, научиться выполнять закон "О защите прав потребителей" так и не успели. Вовремя подоспел новый, в котором формулировки куда понятнее, а главное, ближе и как-то роднее. А то прямо управы никакой нет на эти контролирующие инстанции. Да еще потребители со своими правами - никакого малого бизнеса не напасешься...

P.S. В течение 2008 и начале 2009 годов на рассмотрение в Мировой суд поступило 10 исков, связанных с защитой прав потребителей.

По словам Людмилы Шаховцевой, мирового судьи судебного участка №1 Каргасокского судебного района, на сегодняшний день четыре гражданских дела по искам о защите прав потребителей удовлетворены в пользу истцов.

По четырем делам ожидаются результаты проведения товароведческой экспертизы. Это монтаж евроокон, установка межкомнатных дверей, продажа некачественного кухонного гарнитура и стиральной машины-автомата. По двум остальным делам еще только назначены судебные заседания.