Нефть на розлив

Если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в третьем акте оно непременно выстрелит. Если по зимникам Каргасокского района курсируют десятки единиц тяжелой техники, перевозящей нефть, нефтепродукты и прочие опасные грузы, то, учитывая специфику зимних трасс, особенно в весенний период, рано или поздно один из "Уралов" или КамАЗов обязательно перевернется. И они переворачиваются. Причем ежегодно, с завидной регулярностью. Только вот подобного происшествия, повлекшего за собой столь масштабный розлив нефти, по оценке ведущего эколога ОГУ "Облкомприрода" Александра Белова, в районе не регистрировалось уже года три...

Весенний солнечный день. Несколько десятков километров по болотам, и прекрасный вид, открывающийся с высокого яра. Это Карга. В сотне метров за поворотом переправа через Обь. Под горкой на обочине трассы цепочкой расположились одиннадцать КамАЗов. Второй по счету - виновник экологического бедствия, его бочка пробита практически по центру. Когда содержимое пострадавшей емкости начали перекачивать в другую цистерну, нефть из пробоины уже не текла. То есть из девятнадцати тонн на каргасокскую землю вылилась почти половина. Водителям пока не до своей техники - на трассе вовсю кипит работа. Вооружившись лопатами, они сгребают в кучи грунт, насквозь пропитанный нефтью. Помочь попавшему в трудную ситуацию товарищу - святой долг каждого дальнобойщика. А черное золото - вот оно, прямо под ногами: по нему можно пройти и проехать, его можно даже потрогать...

Первое сообщение о случившемся в районе Карги поступило на пульт дежурного Каргасокского РОВД 18 марта около 21 часа от старшего госинспектора ГИБДД Виктора Кожухаря, который вместе с экипажем ДПС случайно стал свидетелем розлива нефти на зимнике. На место происшествия выехала оперативно-следственная группа. Работавший в ее составе дознаватель Александр Черкасов пояснил, что по данному факту в настоящее время ведется проверка.

Помимо сотрудников милиции вечером того же дня в районе Карги побывали представители администрации района, сотрудники службы ГО и ЧС, экологи. Поскольку инцидент произошел на участке водоохранной зоны (двести метров) и существовала реальная угроза попадания нефти в Обь, на следующий день по сигналу начальника Россельхознадзора Евгения Тугушева сюда прибыл госинспектор отдела контроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов Сергей Вершинин.

Загрязнение распространилось, опять же по предварительным подсчетам, на участок дороги длиной 80 и шириной 30 метров на расстоянии 30 метров от реки. По факту случившегося Сергеем Викторовичем был составлен акт осмотра места происшествия и вынесено предписание об устранении загрязнения в течение семи дней. Затем - контрольная проверка, и, если на грунте обнаружатся следы нефти, то на ЗАО "Томь-экспресс" будет составлен протокол о вынесении взыскания.

О случившемся накануне нам рассказал Сергей Гладышев, мастер подрядной организации ЗАО "Томь-экспресс", которая по заказу компании "Норд-Империал" занимается транспортировкой нефти с Киевско-Еганского месторождения в Завьялово. Он сообщил: "...На этом участке зимника тяжелая техника может подняться в гору только с помощью специально пригнанного сюда трактора, который вытягивает груженые автомобили лебедкой. В данном случае вышла из строя лебедка, и КамАЗ, "провисев" какое-то время на тормозах, "сложился" пополам. В результате этого углом приваренного к кабине железного ящика пробило цистерну, и нефть ручьем потекла под гору вместе со сползающим туда же КамАЗом. Это произошло 18 марта примерно в восемь часов вечера. В 21.15 остатки нефти уже перекачали в другую цистерну, и одновременно с этим начались работы по расчистке загрязненного участка, которые велись всю ночь и продолжаются до сих пор. В настоящий момент движение по зимнику восстановлено, а сюда уже выехала техника - экскаватор и самосвалы - для отгрузки загрязненного грунта..."

Водитель злополучного нефтевоза Альберт Мезенцев говорит, что те ощущения, которые он испытал, не желает пережить никому: «Я работаю на зимниках уже седьмой год, и такое со мной случилось впервые. Эта гора для нас неподъемная, и произойти подобное могло в любой момент с любым из нас. Когда морозы стояли и дорогу посыпали шлаком, было еще ничего, а тут и оттепель, и снег мокрый прошел...»

Комментарий Александра Белова:

"Начало положено! Нефтяники добрались и до правобережья. Авария на автозимнике произошла не случайно. Ее расследование проводит Росприроднадзор, так как случилось это в водоохранной зоне реки Обь. В реку нефть не попала. Организованы работы по зачистке территории от загрязненного снега и грунта с вывозкой за пределы водоохранной зоны. Предусмотрены меры по сбору загрязненных нефтью талых вод во время дружного таяния снега.

К аварии привело несколько причин.

Во-первых, предварительно в случившемся виновен перевозчик, который не обеспечил безаварийную транспортировку опасных грузов в сложных дорожных условиях. Кроме того, не были приняты меры по ликвидации течи нефти из пробитой цистерны - обычный кляп предотвратил бы ее вытекание.

Во-вторых, нефтяники всегда пренебрежительно относились к природе. Они стараются понести как можно меньше затрат, а получить как можно больше прибыли. Договоры, которые они заключают с перевозчиками нефти, предусматривают полную ответственность последних за любые нарушения. Так и в данном случае. Однако, если нефтяники планировали перевозку нефти автотранспортом, то должны были позаботиться о расширении проезжей части дороги, уменьшении уклонов на участках, срезании склона берега у поселка Карга и закреплении его гравием, то есть о реконструкции трассы. Этот технологический проезд особо опасен в весеннее время года на всем его протяжении. На склоне у Карги работает только один трактор, вытягивающий топливовозы на склон, к тому же с неисправной лебедкой и трактористом, работающим сутками без сменщика.

В-третьих, возникают вопросы и к ГИБДД. Как могли согласовать перевозку опасных грузов на неподготовленном участке дороги? Почему на дороге от Завьялово до свертка на Каргу перед уклонами установлены знаки с одним указателем - 12%, хотя отдельные уклоны значительно больше? Почему допущены к эксплуатации автомобили, на раму которых самовольно установлены металлические баки для топлива и инструмента, не предусмотренные заводом-изготовителем? Почему не проверялось наличие на автомобилях дополнительных технических приспособлений для движения на крутых склонах, как это предусмотрено правилами?

Этот случай, как и следовало ожидать, был не последним. 20 марта на этом же месте произошла еще одна авария. Груженый нефтью КамАЗ не смог выйти на подъем, его сложило, вырвало с корнем крепление с рамой, и полуприцеп с цистерной перевернулся. Только благодаря тому, что рядом велись работы по ликвидации последствий предыдущей аварии и на месте работала тяжелая техника, удалось быстро поднять цистерну на колеса. Но через помятые дыхательные клапаны на емкости немного нефти вытекло-таки на проезжую часть.

Решение о дальнейшей эксплуатации автозимника для перевозки нефти обязаны принять в ближайшее время силовые ведомства, иначе не миновать новых, уже более серьезных аварий.