Сеанс одновременной игры

Когда я узнала, что в Каргасок приезжает Олег Лоскутов, шахматист с именем, гроссмейстер международного класса, чемпион Сибири по шахматам 2010 года, и что он проводит сеанс одновременной игры, ассоциативный ряд у меня в голове выстроился до сюжета из романа Ильфа и Петрова. "Клуб четырех коней", "Межпланетный шахматный турнир" и знаменитый дебют Остапа Бендера, разнообразием которого обаятельный мошенник не баловал шахматистов города Васюки: "е2-е4"...

Но это так, в качестве лирического отступления. А если серьезно, то событие для Каргаска на самом деле неординарное. Гроссмейстер приехал специально для того, чтобы сыграть в шахматы с каргасокскими школьниками. И как совершенно справедливо заметил в начале их встречи первый заместитель начальника Управления образования, опеки и попечительства Александр Шамраев, на его памяти впервые нашим ребятам представилась возможность сразиться в интеллектуальном поединке с шахматистом такого уровня. Турнир проводился в "Ровеснике", но кроме воспитанников интерната сыграть с Олегом Лоскутовым пожелали и гости, участники шахматного кружка школы №1. Готовились к сеансу одновременной игры с легким трепетом. Пока сдвигали столы и расставляли на досках фигуры, ребята собирались с мыслями, вспоминали все, чему их учили, морально настраивались... Не на победу, вовсе нет  (рассчитывать на нее, и даже на какое-то серьезное сопротивление было бы по меньшей мере самонадеянно), хотя бы на то, чтобы "продержаться" как можно дольше... Конечно, никому из ребят не хотелось самому первому услышать от гроссмейстера: "Партия закончена. Шах и мат". Но кому-то ведь придется стать первым проигравшим... А вдруг все не так плохо, и именно твою партию чемпион Сибири пожелает прокомментировать в конце встречи... Словом, волновались изрядно. И вот наконец час пробил. За первой доской Максим Коротынский, ученик 5 класса школы №1. "Ну как, боишься?" - спрашиваю. "Немножко, потому что первый". - "А в шахматы давно играешь?" - "Начал играть еще до школы, меня папа научил..." Ну все, достаточно, ребятам сейчас не до вопросов - вон лица какие серьезные, сосредоточенные, видно, уже прямо сейчас все согласны на ничью...

"Ровно 15 лет назад, - рассказывает Сергей Сафронов, директор областного Центра дополнительного образования детей, - мы разработали проект "Агитационный переход победителя", который финансируется из средств и областного, и федерального бюджетов, и самого нашего Центра, суть которого сводится к тому, что мы работаем с образовательными учреждениями области, школами, интернатами,  общаемся с учащимися и педагогами, выявляем талантливых и интересных детей, которых могли бы пригласить учиться в наш спортивный интернат, находящийся на базе Мариинской гимназии, где собраны лучшие ребята, "звездочки" со всей Сибири. Когда мы выезжаем в районы области, всегда стараемся привозить туда интересных людей для того, чтобы сельские школьники смогли и познакомиться, и поработать с талантливыми тренерами, которые проводят мастер-классы, ну и, конечно, себя показать. К примеру, месяц назад мы побывали в Шегарском районе, привозили туда ребят-спортсменов по аэробике, чемпионов России, акробатов из ДЮСШ №3, группа "Юди" выступала. К вам мы приехали с гроссмейстером международного класса Олегом Лоскутовым, который работает тренером в шахматном отделении нашего спортивного интерната. На сегодняшний день здесь занимаются 25 перспективных ребят. А с 1 сентября наш интернат становится областным физико-математическим лицеем, и сейчас будем приглашать сюда целеустремленных ребятишек, у которых есть способности, желание реализовать себя, развить свой талант, добиться конкретных результатов..."

Может быть, и в самом деле лучше было сначала провести турнир между ребятами, а Олега Владимировича попросить оценить уровень игры, так сказать, со стороны. А то его личное участие слишком уж наглядно продемонстрировало разницу "весовых категорий". Даже десятиклассник Роман Типсин, продержавшийся дольше всех, не смог сократить тот огромный разрыв в силе игры между ребятами и их сегодняшним соперником. "Безусловно, серьезного сопротивления не было, - комментирует гроссмейстер, - да это и неудивительно. Для достижения высоких результатов я много лет играл (со второго класса занимаюсь), читал книжки, учился,  тренировался, участвовал в соревнованиях. Необходимо очень много времени наиграть, чтобы хотя бы не делать грубых ошибок, не допускать элементарных подстав..." - "Что посоветуете ребятам, которые хотят научиться хорошо играть в шахматы?" - "Заниматься больше. Прежде всего - тренировки, чтение литературы, решение задачек, тестов, кстати, многие великие чемпионы даже без тренировок высот достигали, просто читали литературу, сами анализировали, думали и участвовали в чемпионатах. Ведь главное - это участие в соревнованиях, в любых. Чтобы хорошо играть, надо очень много играть..."