Машина времени

Машина времени

В последнем номере литературного и краеведческого журнала "Начало века", издаваемого Томским региональным отделением Союза писателей России, вышедшем в свет в сентябре 2013 года, опубликована статья Вадима Макшеева "Возвращенный из небытия". За его основу автор взял одну из страниц истории трудных послевоенных лет таежного Васюганья, а именно деревни Красноярки и впоследствии объединенной с ней Маломуромки, жителями которой были крестьяне-спецпереселенцы, раскулаченные и насильно привезенные сюда обживать эти безлюдные и неприветливые края...

Локомобиль

Та страничка вошла в виде рассказа в первый сборник Вадима Макшеева 1973 года,  называлась "Первый двигатель" и посвящалась самой первой машине, пришедшей облегчить труд колхозников в пятидесятые годы прошлого века.  Та же самая  страничка всплыла в памяти спустя много лет, удивительным образом возродившись и получив продолжение...

Пришедший в 1954 году на помощь крестьянам  локомобиль исправно служил колхозу, оправдывая надежды тружеников на скорые перемены к лучшему... Шло время, и жизнь стремительно менялась. В этих краях обнаружили залежи нефти, начали обосновываться нефтеразведочные экспедиции. Васюганский район присоединился к Каргасокскому, колхозы укрупнялись, маленькие деревеньки спецпереселенцев постепенно исчезали, оставляя после себя только погосты с постепенно врастающими в землю крестами...

Тот самый...

"Минуло более пятидесяти лет с тех пор, как я покинул те края, но непрерывна связь времен, - пишет Вадим Макшеев. - Однажды до меня дошел слух, что в окрестностях Маломуромки нефтеразведчики все же обнаружили нефть, и там, где когда-то была Красноярка, построили небольшой нефтеперерабатывающий завод. А спустя какое-то время я получил фотографию, словно вернувшую меня в давно ушедшее прошлое. На снимке, сделанном работником ООО "Средневасюганское" Зарубиным Андреем был … наш колхозный локомобиль! Тот самый, который шестьдесят лет назад  всем миром выкатывали по глинистому взвозу на красноярский яр... Обнаружил его в тайге тогдашний начальник цеха автотранспорта нефтепромысла "Средневасюганское" Александр Вышедкевич. Загрязнув в болоте, локомобиль лежал на боку, а его торчащая из трясины труба словно взывала к помощи... Вышедкевич распорядился притащить его на территорию к нефтеперерабатывающему заводу. Однако поначалу вытащить из топкой трясины машину не удалось. Вторично Вышедкевич отправил за ней тягач зимой, когда васюганские болота промерзли. На сей раз локомобиль вызволили из ледового плена и приволокли на красноярский яр..."

С почтением к прошлому

Для Вадима Макшеева возникший из небытия локомобиль был частью прошлого,  и его "возвращение" стало, по его собственному признанию, настоящим подарком, всколыхнувшим воспоминания и наболевшие чувства… А для нефтяников, волею случая оказавшихся причастными к истории более чем полувековой давности - делом чести... События начали разворачиваться в 2007 году, когда участники гуманитарной экспедиции "Прощение и память" устанавливали по берегу Васюгана памятные кресты, оставляя в этих местах, в том числе и на заброшенном погосте бывшей деревни Красноярка символические "скамейки памяти" с "письмами путнику", в которых рассказывали о цели и смысле своих действий. С одним из таких обращений познакомились приехавшие на вахту нефтяники, а прочитав послание краеведов, заинтересовались и занялись поиском дополнительной информации о событиях прошлого. Потом, познакомившись с  творчеством Вадима Макшеева, узнали в подробностях историю и Красноярки, и появления в ней первого двигателя. Тогда и стали воспринимать место, где была деревня, как землю, доставшуюся им от невольных переселенцев, которые когда-то жили здесь, корчевали  тайгу, пахали, строили избы...

И пришла им в голову мысль заняться поиском того самого локомобиля. И ведь нашли и решили добавить к Кресту еще один памятник прошедшей эпохе, навсегда исчезнувшей Красноярке и тем, кто первыми обживал эту тайгу. Таким памятником и стал полностью реставрированный силами промысловиков локомобиль. Соорудили постамент, сделали оградку и даже оборудовали подсветку так, чтобы место это было издалека заметно всем проезжающим по зимнику до Нового Васюгана. Механик Сергей Лунга, работавший в свое время лесником, достал в ботаническом саду шишки голубых елей и посеял их семена по всему периметру находящегося неподалеку от локомобиля погоста.

А Вадиму Макшееву позвонили и попросили написать текст для мемориальной таблички к памятнику. Он выполнил просьбу и отправил на промысел листок бумаги с текстом: "В 1931 году на здешнем крутояре крестьянами-спецпереселенцами  был основан поселок Красноярка. Этот локомобиль был доставлен по Васюгану в существовавший тогда колхоз "Магнитострой" в середине 50-х годов ХХ века. Он был первой машиной, облегчившей тяжелый труд здешних колхозников. Сохраним память о подневольных первопроходцах таежного Васюгана"...

Эстафета памяти

"А вскоре и мне неожиданно довелось побывать в местах, где прошла моя молодость, - пишет Макшеев. - В Томск из Эстонии приехали телевизионщики снимать фильм о Васюгане и пригласили меня поехать с ними. Трое суток мы плыли на катере по бесконечным плесам до боли знакомой мне извилистой реки... На полпути причалили к красноярскому яру... Я уже издали узнал его - да, это был он - тот первый двигатель в нашем колхозе... Старый трудяга-локомобиль... Помнишь ли ты деда Волынкина, старика Липатова, председателя колхоза Сидельникова, помнишь ли Нюрку, Саньку, всех, кто тянул тебя в гору по колеистому взвозу? Их уже нет на свете, а мы с тобой с тех пор постарели почти на шестьдесят лет... Где ты был все эти годы? Как спасся от безжалостного времени?"

Так получилось, что спасся он благодаря нефтяникам, "солидным людям с мальчишеской искрой в глазах": Валентину Пилюку, Александру Вышедкевичу, Александру Семиренко, Валерию Останину, Александру Вавилову, Василию Тимофееву...

Время идет. Уходят одни, приходят им на смену другие. Редкие путники или те, для кого есть работа в этих местах. А быть может, настанет время, когда вновь опустеют эти края. Но не должна оборваться ниточка, связывающая нас с прошлым. Как эстафета памяти и добра останется стоять на своем постаменте локомобиль, единственный в нашей стране Памятник российскому крестьянству, и останется одинокий памятный крест исчезнувшей с лица земли Красноярке, и останутся тянущиеся к небу голубые ели, охраняя вечный покой тех, кто лежит здесь, и уже навсегда…

СПРАВКА «СП»

Локомобиль - паровой двигатель, стационарный или передвижной. Состоит из парового котла с топкой и паровой машины. Пар, поступая из котла в машину, приводит ее в действие. Шкив, насаженный на коленчатый вал локомобиля, при помощи передачи (ременной, канатной) сообщает движение машине. Топливом служит местное сырье: дрова, солома, торф, опилки, каменный уголь. В сельском хозяйстве локомобили применялись для молотьбы, на мельницах, они приводят в движение сортировки, крупорушки, дробилки, лесопилки и т. д.

В СССР производство локомобилей было прекращено в 60-х годах из-за малой экономичности.

Ирина ШАШЕЛЬ, газета "Северная правда".