К переменам готовы

К переменам готовы

Семинар состоялся по инициативе начальника департамента среднего и начального профессионального образования Томской области Людмилы Весниной, которая в самом начале встречи подчеркнула актуальность, масштабность  и историческую значимость этого события. Во-первых, в условиях действия нового закона "Об образовании", вступающего в силу с 1 сентября, предстоит жесткая реорганизация системы профессионального образования, связанная в том числе с закрытием  учреждений НПО. Во-вторых, впервые в истории региона на базе учебного заведения  собрался такой большой состав отраслевиков, заинтересованных в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов для Обского бассейна внутренних водных путей.

 

Изменить стратегию

Кроме специалистов департамента в семинаре-дискуссии приняли участие первые лица крупных компаний и предприниматели, занятые в отрасли водного транспорта региона, руководители контролирующих и надзорных органов в области судоходства и речного транспорта, представители администрации района, Центра занятости населения, учреждений профессионального образования Томска и районов, специализирующихся на подготовке кадров для речного флота, всего около 30 человек.

О сути проблем, которые предстоит решить в процессе перехода системы профобразования в стране и регионе на новый качественный уровень рассказала начальник департамента Людмила Веснина. Предстоящая реорганизация, по ее словам, какой бы жесткой она ни была, не должна проходить в ущерб муниципалитетам. И в нашем регионе повсеместно закрывать училища не будут. Тем не менее, внутренняя трансформация нужна, и это связано, в первую очередь, с показателями эффективности, в числе которых и кадровый состав учреждений, способный обеспечить качественный уровень образования, и процент трудоустройства выпускников, и финансовая составляющая, и многое другое. "Для того, чтобы нашей системе развиваться, нужны колоссальные изменения в стратегии, то есть выборе основных направлений в подготовке кадров, - подчеркивает Людмила Владимировна, - И водный транспорт является одной из приоритетных отраслей. Теперь главное - понять, каким способом мы будем развиваться..." 

Взаимовыгодно

Один из предложенных вариантов - так называемый кластерный подход. Дословно слово "кластер" переводится как "цепочка" или "группа". Эта схема представляется следующим образом: экономика формирует заказ на специалистов, департамент передает его учреждениям образования, а производственники, находясь с партнерами по кластеру в тесной взаимосвязи, контролируют учебный процесс, оценивают качество подготовки специалистов и трудоустраивают их. А структурой, обеспечивающей работу этой схемы, становится, к примеру, многофункциональный учебный центр, который может быть как самостоятельной образовательной организацией, так и подразделением крупного работодателя, с учетом мнения которого формируются учебные программы. Есть разные варианты сетевого взаимодействия, и вопросов, в том числе финансовых, нормативно-правовых предстоит решить множество. Но самое главное - такое партнерство станет возможным и будет поддержано всеми заинтересованными сторонами  только в том случае, если оно окажется взаимовыгодным.

Точка отсчета

Прецедентов создания образовательно-производственных кластеров на сегодняшний день в регионе нет. Но есть пример плодотворного сотрудничества работодателя с образовательным учреждением: с 2007 года ПУ-22, а с прошлого года Каргасокский техникум промышленности и речного транспорта готовит специалистов для  ОАО "Томская судоходная компания". Директор техникума Евгений Былин, делясь опытом,  рассказал собравшимся, что подготовкой кадров для речного флота здесь начали заниматься еще в 1977 году, когда открыли профессию "штурман-помощник механика дизельных судов". Набрали тогда группу из 36 человек. Это стало точкой отсчета, и в период  до 1990 года по основным общеобразовательным программам было обучено 280 человек, и более 300 специалистов подготовлено по программам школы командного состава и рулевых-мотористов. В течение последующих восьми лет училище проходило непростую "школу выживания", но выстояло, и в 1999 году объявили очередной набор будущих речников, ознаменовав начало новой эры обучения судоводителей.

В 2006 году впервые каргасокские курсанты побывали на практике в Томской судоходной компании, и в 2007 году состоялась историческая встреча с генеральным директором ОАО "ТСК" Владимиром Кнолем и его заместителем Анатолием Орловым, с которыми был заключен договор и подписано соглашение о сотрудничестве...

Главное - система

"На сегодняшний день у нас выстроена целая система подготовки специалистов для "Томской судоходной компании", нашего главного работодателя, - рассказывает Евгений Иннокентьевич. - Что она включает в себя? Во-первых, отлажена работа по ориентации школьников на профессию судоводителя, что дает свои положительные результаты. К примеру, на сегодняшний день еще август не закончился, а у нас уже сформирована группа из девятиклассников, которые будут обучаться на бюджетной основе... Во-вторых, есть соглашение  и долгосрочный договор с ОАО "ТСК", на основании которых в течение года  формируется заявка на очередную навигацию, подаются списки конкретных студентов, которые пойдут на флот "ТСК", составляется график прибытия студентов или выпускников на работу. В-третьих, такой немаловажный момент, как активное участие нашего работодателя в образовательном процессе, причем, не только в комплектовании будущих кадров, но и создании материальной базы на основе софинансирования. С помощью "ТСК" удалось отремонтировать кабинеты и лаборатории, приобрести тренажер по судовождению и так далее. Мы, в свою очередь, стараемся делать все, чтобы выпустить из наших стен квалифицированных специалистов с дипломами и пакетом необходимых документов,  полностью подготовленных к самостоятельной работе. Сейчас мы готовы к открытию еще одной специальности: "Эксплуатация судовых силовых установок". Кроме того,  в настоящее время прорабатывается приказ о переходе с 1 сентября на укороченные программы обучения для тех, кто получает смежную специальность. Также думаем о том, чтобы одновременно вести подготовку по двум специальностям. Все это - в интересах нашего сотрудничества с работодателем. В-четвертых, в нашей системе подготовки кадров есть еще один участник - Центр занятости населения, с которым налажено тесное  взаимодействие по реализации государственных программ профессионального обучения граждан..."

Прогнозы и реальность

Создание конгломерата представителей управленческого аппарата, образовательных учреждений и производственников возможно только тогда, когда видна перспектива развития. О ситуации, сложившейся в отрасли водного транспорта на сегодняшний день, и планах на будущее в ходе круглого стола рассказал генеральный директор ОАО "Томская судоходная компания" Владимир Кноль. "За последние пять лет на территории Обь-Иртышского бассейна сложились стабильные объемы работ, и, учитывая уровень добычи нефти и газа в Западной Сибири, необходимость разработки дополнительных скважин, обустройства кустов и дорог, трудно предположить, что в ближайшие 10 лет они будут снижаться. Кроме того, вся социальная сфера, включая коммунальное хозяйство, строительство объектов, жилья, дорог, их содержание, не может обойтись без участия речного транспорта, поэтому каких-либо намеков на сокращение финансирования на содержание водных путей в нашем бассейне нет. Что касается Томской области, то за последние два года нам удалось сконцентрировать здесь большую часть флота Новосибирска и Нижневартовска, и в скором будущем весь он будет базироваться в единых отстойных и ремонтных пунктах поселков Моряковка и Самусь. В число наших задач входит комплектация квалифицированными работниками не только флота, но и Самусьского судостроительного завода, нужны специалисты по судоремонту для Моряковки. На сегодняшний день мы испытываем большую проблему в комплектации и обновлении кадрового состава. В течение зимы только для "ТСК" различными учреждениями образования подготовлено 277 человек. Расходы на подготовку кадров в прошлом году составили более трех миллионов рублей... Хочу сказать, что нас устраивают отношения, сложившиеся с Каргаском. Есть понимание, люди  добросовестно и с душой относятся к своему делу, они здорово продвинулись: и статус учреждения сменили, и профиль соответственный выбрали. Тем не менее, мы заинтересованы в том, чтобы  уровень профессиональной подготовки кадров для отрасли водного транспорта рос, не оставался "вчерашним днем", а соответствовал современным требованиям. Возможно, в этой ситуации создание кластера, где можно взять за основу опыт как Каргасокского учреждения образования, так и их коллег из Новосибирска, Моряковки и так далее, отвечало бы интересам всех сторон..."

Ирина ШАШЕЛЬ, газета "Северная правда".