В поиске истинных ценностей

В поиске истинных ценностей

С момента назначения правящим архиереем Колпашевской епархии в числе первоочередных задач епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан обозначил для себя более тесное и близкое знакомство с тем регионом, где ему предстоит вести миссионерскую деятельность. Его епархия находится в границах Александровского, Бакчарского, Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского, Чаинского районов и городского округа Стрежевой.

 

Каргасок стал одним из первых приходов, где, после посещения двух кафедральных центров епархии (Колпашево и Стрежевой), он побывал. "Главная цель поездки - знакомство со священнослужителями, с верующими людьми, с теми местами, где они живут и трудятся, где находится их дом, как в материальном, так и в духовном плане", - сказал епископ Силуан в начале нашей беседы, состоявшейся после его молитвенного общения с паствой...

-Какое впечатление произвел на вас север Томской области?

-С северной территорией я немного знаком, а вот у вас, можно сказать, впервые. Был, правда, здесь пролетом, когда, сопровождая владыку Ростислава, посещал Новый Васюган и Средний Васюган. Возвращаясь оттуда, вертолет сделал остановку в Каргаске. Но тогда не было возможности познакомиться с селом, разве что с воздуха его обозреть... А вообще люди на севере Томской области замечательные: простые, открытые, мужественные... До сих пор по большей части я жил в областных центрах. И то, что я открыл для себя в провинции, меня порадовало:  жизнь здесь сохраняется, есть богатый духовный потенциал веры, а ведь это самое главное для возрождения и развития, в том числе и земного благоустройства, поскольку именно на  фундаменте православной веры созидалось наше Отечество, которое пережило много различных испытаний, но вновь и вновь возрождалось...

-Это правда, терпения и мужества сибирякам, большинство из которых являются потомками спецпереселенцев, не занимать...

-Существует такой парадоксальный духовный закон: чем нам труднее, тем ближе Господь. Поэтому многие из исповедников, новомучеников и вообще страдальцев, которые прошли через репрессии, выселения, лагеря и тюрьмы потом признавались, что никогда не испытывали такой духовной свободы как в эти трудные годы своей жизни. В этом есть глубокая духовная правда. Когда человеку слишком вольготно и сытно живется, когда он не соразмеряет свою жизнь с божественными заповедями и христианскими ценностями, с голосом совести, тогда Господь оставляет его жить самого по себе. А когда человеку трудно, он нуждается, тогда Господь становится особенно ближе, особо ему помогает...

-Вы знакомитесь с каргасокцами, они - с вами. Скажите, с чем связаны преобразования в Томской епархии?

-Умножение епархий в составе русской православной Церкви - процесс всероссийский. Это естественное следствие развития церковной жизни. Лет 20 назад, когда в Томской области было всего четыре или пять приходов, сомневались: целесообразно ли открывать здесь особую епархию. Но за этот период количество приходов увеличилось многократно, шагнуло далеко за сотню. И из областного центра  стало довольно сложно руководить церковной жизнью всего региона. Сам Томск требует немало внимания правящего архипастыря, и, конечно, побывать ему во всех приходах хотя бы один раз в год - это невероятно. За 14 лет до Каргаска он добирался от силы два раза. А я планирую бывать здесь не реже одного-двух раз в год. Решение о выделении из состава Томской епархии еще одной было принято для того, чтобы архипастырь был ближе к народу. И по физическому расстоянию, и в плане духовного общения...

-Какие из задач православной Церкви, на ваш взгляд, особенно актуальны сегодня?

-В разные исторические периоды общество в большей или меньшей степени осознает глубинное призвание человека, которое указывает на достоинство человеческой личности, и ее большую ответственность. Мы живем в такое время, когда, к сожалению, уровень такого сознания очень низок, размыт. Задача Церкви - напомнить людям о тех ценностях, которые лежат в основе их бытия, реализуя которые в своей жизни они могут в полной степени раскрыть свой данный Богом потенциал. А это значит  обрести то, чего человек желает - счастья в этом мире и спасения в будущем... То есть цель всегда одна и та же. Но исторический контекст несколько ее корректирует. Сейчас особенно уязвимым является молодое поколение. Молодежь часто бунтует не потому, что она несет в себе некое начало разрушения, а потому, что не согласна с какими-то ложными ценностями, принятыми в обществе. Но при этом она не знает и истинных ценностей, поэтому мечется, иногда крушит все на своем пути. Молодость ищет подвига. Нужно открыть ей подлинные ценности, показать стезю, где вот это подвижничество приносит не разрушение, а созидание...

Кроме того, сегодня остро стоит проблема попечения о страждущих. Казалось бы, и благотворительность существует, и социальные проекты. Но часто все это совершается формально. Материальные средства порой и выделяются, а живого духовного сочувствия нет. Нужно согреть души людей, чтобы они не чувствовали себя оставленными и одинокими...

Ну и, конечно, Церковь всегда являлась источником просвещения. Вообще Церковь - хранительница величайшей культуры нашего Отечества, а самое главное - ключей к этой культуре, которыми мы можем раскрыть смысл того, что изображали на иконах Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек, писали выдающиеся Достоевский и Толстой. Сегодня православное просвещение входит в школы. Яркий пример тому - Кирилло-Мефодиевские чтения, которые ежегодно организуются в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры и проходят в контексте православной духовности. К участию в этих мероприятиях, помогающих и взрослым, и подрастающему поколению лучше осознавать себя в этом мире, кроме Церкви, привлекаются органы местного самоуправления, учреждения образования и культуры... (от редакции: в Каргасокском районе в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений, проходивших в течение мая, состоялось около сорока различных мероприятий, в которых были задействованы школы Каргаска, Павлово, Новоюгино, Нового Васюгана, Дом детского творчества, Центральная и детская библиотеки, МРЦТиД, Храм Спаса Нерукотворного, администрация района)...

-Растет число приходов, епархий, развивается церковная жизнь... Расширяется просветительская деятельность, и ее главной ставкой является курс на возрождение духовных традиций, осознание истинных ценностей... Между тем мы видим, что мир катится в пропасть, примером могут служить повальное увлечение наркотиками, потеря нравственных ориентиров, поддержка и пропаганда сексуальных меньшинств, причем на государственном уровне...

-На самом деле христианское сознание с самого его зарождения две тысячи лет назад эсхатологично, то есть оно всегда осознает, что конец мира будет, и что будет Второе Пришествие Христа и Страшный Суд...  Когда человек знает, что будет отвечать за каждый свой поступок, и особенно за бездеятельность, когда мог, но не сделал, он старается добиться максимального приложения сил в заботе о спасении своей души, не повергаясь в пессимизм... Мир, в известном смысле, деградирует со времен грехопадения Адама и Евы. Известный христианский богослов Августин Блаженный написал замечательную книгу "Два града". Это библейские образы. Один град - Небесный Иерусалим,  ориентированный на ценности вечные, духовные, христианские. Второй - город, который построил Каин, первый человекоубийца, символ земной цивилизации, стремящийся жить без Бога и нравственных ценностей. Они сосуществуют на протяжении всей человеческой истории, как две тенденции. Никогда не было такого идеального периода, когда был бы только град Божий, или оставался бы только град духовного распада. И сейчас мы боремся за наш народ: каков будет его выбор. Мы видим, к примеру, к чему привели события 1917 года. То, что произошло в девяностых - отзвук того 70-летнего периода, когда из-под ног народа была выбита духовная основа, в результате чего постепенно все общество провалилось в болото бездуховности и распада, его затянуло туда, лишило сил... Радует, что сейчас намечается некий момент осознания подлинных истоков национального бытия. И церковь возрождается, а она  и есть тот источник, который может послужить обновлению: духовно-нравственному, а вслед за этим - социальному и даже экономическому и политическому всего общества... Сейчас Россия стоит на перепутье, и от того, какой  сделает выбор народ, а не только политики, зависит ее будущее...

Справка «СП»

Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан хорошо знаком с нашим регионом. 14 лет он жил в Томске, управлял Богородице-Алексеевским монастырем. Он не только проводил время в обители. Был членом Общественной палаты Томской области в течение трех созывов, более десяти лет занимался в масштабах области организацией и проведением Дней славянской письменности и культуры, входил в состав оргкомитета, работал в коллегии департамента культуры Томской области, читал лекции в томских ВУЗах, преподавал в духовной семинарии. При этом за его плечами - Магадан и Чукотка, то есть миссионерская епархия, где приходилось налаживать церковную жизнь в еще более суровых условиях, чем сибирские...

Ирина ШАШЕЛЬ, газета "Северная правда".