Встреча с писателем

Вадим Макшеев. Это имя знакомо практически каждому жителю Каргасокского района и всей Томской области. На протяжении многих лет Вадим Николаевич пишет книги. Книги правдивые и добрые, а главная их ценность заключается в том, что они основаны на реальных событиях. На долю автора выпало трудное испытание: он пережил ссылку и хорошо знает, что это такое - быть спецом...

Недавно в межпоселенческой библиотеке Макшеев встретился со своими читателями.

В Каргасокском районе Вадим Николаевич не был уже около десятка лет. Говорит, что наше село теперь и не узнать, оно похорошело и очень видоизменилось.

Макшеев уже давно живет в Томске, но сердце все еще просится в глухомань, поближе к Васюганью. Там похоронены мама и сестра писателя. Они погибли в годы политических репрессий. Нынешняя поездка в Каргасокский район - это возможность встретиться с ними, поклониться родной могиле, побродить по улицам и переулкам Нового Васюгана, где прошла юность.

Первая остановка - Каргасок. Вадима Николаевича уговорили на встречу в библиотеке. Сам он не любитель таких "посиделок". "Может быть, и не надо никаких встреч с писателем, - предположил Вадим Николаевич, обращаясь ко всем пришедшим посмотреть на него и послушать его. - Достаточно прочесть мои книги. Мне ведь к тому, что я написал, даже добавить нечего. Все, что я пишу - это обо мне, о тех людях, которые были со мной в детстве, которые выросли рядом со мной. Я имею в виду, например, Сашу Карамзина, мать которого похоронена недалеко от моей мамы".

Вадим Николаевич поведал о том, что о писательской карьере в детские и юношеские годы он и не помышлял. "Думал, что стану моряком, - вспоминает писатель. - Моряк - это интересно. Бесконечные путешествия, разные страны. А потом выяснилось, что я даже на самолетах летать не могу, укачивает. Какой из меня моряк?

А писателем почему стал? Я вам так скажу: никогда бы не стал писателем, если бы не моя трагическая судьба..."

В следующем году исполнится ровно 70 лет с момента массовой депортации прибалтов в Сибирь. Их везли на баржах и оставляли в тайге. На одной из таких барж в далеком 1941 году прибыла в наши края и семья Вадима Макшеева. Вспоминая детские годы, он рассказывает: "Мы жили в Эстонии. Были эмигрантами. Но Россию любили. Обиды ни на кого не держали. В эмиграции вообще очень обострено это чувство - чувство любви к своей Родине, ностальгия. Мама и отец сумели привить его мне"... А потом была ссылка. Смерть мамы и младшей сестренки Светланы.

"Спецы", "Нарымские хроники" и другие произведения Макшеева посвящены теме политических репрессий. Главная их ценность заключается в документальности сведений. Автор сам видел все, о чем пишет... "С моей точки зрения, ваши книги, несмотря на тот ужас, про который вы пишете, они добрые, христианские по своей сущности. Спасибо вам", - сказала со слезами на глазах присутствовавшая на встрече учитель Каргасокской школы №2 Анна Хмелёва. Ее поддержали и все другие каргасокцы. А эта оценка для писателя Макшеева, по его собственному признанию, дорогого стоит. "Да, про страшные события я пишу, но моя главная задача - не заставить людей плакать, а помочь им стать добрее", - так охарактеризовал смысл своей творческой деятельности писатель.

Встреча с Вадимом Николаевичем получилась интересной, теплой и насыщенной. Не было долгих монологов. Макшеев настаивал на диалоге. И он состоялся. Его спрашивали, есть ли удовлетворенность от того, что было сделано на писательском поприще(?); каковы главные человеческие ценности(?); что будет написано в дальнейшем и будет ли написано вообще(?)... На все эти и другие вопросы Вадим Николаевич дал исчерпывающие ответы. А читатели, в свою очередь, поблагодарили Макшеева за интереснейшую беседу. "Сказать только, что сегодняшняя встреча для нас очень радостная, значит - ничего не сказать, - подчеркнула специалист межпоселенческой библиотеки Маргарита Мартынюк. - Есть гости приятные, а есть гости долгожданные. По причине географической удаленности от областного центра приезжают они к нам крайне редко. И от этого нечастые встречи становятся еще более радостными и теплыми".

По словам Маргариты Андреевны, вопреки официальному мнению о том, что россияне, мол, стали читать меньше, каргасокцы все-таки книги читают. Более того, огромной популярностью пользуются книги краеведческой направленности, особенно документальные. По степени популярности они превосходят даже бестселлеры. К числу самых читаемых относятся и книги Макшеева. "Помню, как у нас появились "Нарымские хроники", - продолжила разговор Маргарита Мартынюк. - Я эту книгу очень берегла. Читать ее можно было только в читальном зале. А на дом выдавала журнал "Сибирские огни", где были опубликованы хроники Макшеева. Выдавала только на сутки, и люди несли. Несли, чтобы не задерживать других".

В поисках причин такой популярности далеко не ходили. Все эти причины, что называется, на ладони лежат. А суть в том, что книги Макшеева - все до одной - трогательные и проникновенные. Они трогают душу, проникают в сознание. И это не удивительно. Ведь на севере Томской области каждый второй, если уж и не каждый первый, имеет непосредственное отношение к политическим ссылкам и спецам. Понимание этой темы заложено в нас на генетическом уровне.